Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 мая 2011 года Центральный райсуд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Волковой М.В.
при секретаре Хасановой Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора г.Тольятти, в интересах Поповой Л.В., к Мэрии городского округа Тольятти об обязании предоставить жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Тольятти обратился в суд с заявлением к Мэрии городского округа Тольятти в интересах Поповой Л.В. о предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора г.Тольятти Котосонов А.В. требования уточнил, пояснив, что прокуратурой г.Тольятти проведена проверка исполнения жилищного законодательства по обращению Поповой Л.В. в части обеспечения вне очереди жилым помещением. В ходе проверки установлено, что Попова Л.В. проживает по адресу <адрес>. По указанному адресу зарегистрированы 4 человека: Попова Л.В., ее дочь ФИО1, внуки ФИО2, ФИО3 Заключением ВКК муниципального учреждения здравоохранения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Поповой Л.В. установлен диагноз <данные изъяты>». Постановлением администрации Центрального района г.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № Попова Л.В. была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и с указанной даты состоит на учете. Попова является инвалидом, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой филиала № Главного бюро медико-социальной экспертизы Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ серия МСЭ-2006 №. Заключением ВКК ГУЗ СО «Тольяттинский <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Поповой Л.В. установлен диагноз «<данные изъяты>)». Постановлением зам.мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № Попова Л.В. в связи с изменением состава семьи считается состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ как инвалид <данные изъяты>, подпадающего под действие Постановление Правительства РФ №378 от 16.06.2006 года. Согласно информации мэрии г.о.Тольятти Попова Л.В. включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, однако жильем до настоящего времени не обеспечена. Имеющееся у нее заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года. В силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Поповой Л.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма на состав семьи <данные изъяты> человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося жилья.
Представитель ответчика - мэрии гор. Тольятти Каштанова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, возражения на заявление в порядке ст.45 ГПК РФ поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что Попова Л.В. страдает тяжелой формой хронического заболевания и подпадает под действие Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Истец имеет право в соответствии со ст. 57 ЖК РФ на внеочередное получение жилья по договору социального найма. Истец состоит на учете в мэрии г.о. Тольятти в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Иным, определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, жилые помещения по договором социального найма за счет муниципального жилищного фонда могут быть представлены органами местного самоуправления только в случае наделения органом местного самоуправления в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Истец относиться к категории граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», вставших на учет нуждающихся в улучшении условия после 01 января 2005 года, так как является инвалидом <данные изъяты> В силу Закона Самарской области от 24.10.2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 01 января 2005 года, в пределах выделенных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов. В силу ст.ст. 19,49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми ресурсами. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу будут являться министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как мэрия г.о.Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций. Просит в иске отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 29.12.2004 N 199-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. ФЗ от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ – к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ:
1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органов местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
3. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.
4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.
5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, признаются … 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ.
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Судом установлено, что Попова Л.В. инвалидом <данные изъяты> и имеет заболевание, которое входить в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, что подтверждается справкой <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключением ВКК № от ДД.ММ.ГГГГ года, и по существу не оспаривается сторонами.
Указанные объяснения помощника прокурора подтверждаются:
O Постановлением №2150 от 23.11.1995 года «О рассмотрении предложений жилищной комиссии», о принятии Поповой Л.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства;
O Выпиской из распоряжения заместителя мэра от 13.05.2009 года №3890-р/4 «О рассмотрении жилищных вопросов», об изменении состава семьи Поповой Л.В.;
O Ордером на жилое помещение № сери 0098 от ДД.ММ.ГГГГ
Представителем мэрии в судебном заседании не оспаривается тот факт, что истец состоит в очереди на внеочередное получение жилой площади как нуждающийся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, составом семьи <данные изъяты> человека, как инвалид <данные изъяты> имеющий заболевание, входящее в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года.
То есть Попова Л.В. признана нуждающейся в жилом помещении и за ней признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, данное право истца представителем ответчика не оспаривается.
Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что истец в установленном законом порядке признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке, является инвалидом <данные изъяты>, имеет заболевание, входящее в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на вне очередное получение жилья.
В соответствии с Положением о порядке управления объектами муниципальной собственности г. Тольятти, утвержденным Постановлением Тольяттинской городской Думы № 916 от 05.11.2003 года управление жилищным Фондом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляют мэрия г. Тольятти, а также администрации районов в пределах их полномочий или уполномоченные ими лица (п. 5.2.3). К полномочиям мэрии г. Тольятти относится управление и распоряжение муниципальной собственностью (п.2.3). Тем самым, мэрия г. Тольятти, выступая собственником, в полной мере осуществляет права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе и жилым фондом на территории г. Тольятти.
Данные положения закреплены и в Уставе г. Тольятти. Так в соответствии со ст. 44 Устава г. Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии г. Тольятти.
При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.
Ссылка представителя мэрии г.о. Тольятти на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами Закона Самарской области от 24.10.2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» - в пределах выделенных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.
Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.
Истец в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истца жильем.
Обеспечение истца жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от выделения субвенций и других обстоятельств, поскольку ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является нормой прямого действия на всей территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти обеспечить истца жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи <данные изъяты> человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, однако в силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ указанное жилое помещение должно быть предоставлено с учетом имеющегося у истца и члена его семьи на праве собственности жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Поповой Л.В. жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи <данные изъяты> человека по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади, с учетом уже имеющегося у Поповой Л.В. жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.
Решение в окончательной форме изготовлено 10 мая 2011года.
Председательствующий М.В.Волкова
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ
Именем Российской Федерации
04 мая 2011 года Центральный райсуд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Волковой М.В.
при секретаре Хасановой Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора г.Тольятти, в интересах Поповой Л.В., к Мэрии городского округа Тольятти об обязании предоставить жилое помещение,
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Поповой Л.В. жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи <данные изъяты> человека по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади, с учетом уже имеющегося у Поповой Л.В. жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.
Председательствующий М.В. Волкова