о предоставлении вне очереди жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 мая 2011 года Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Марковой Н.В.,

помощника прокурора г.о. Тольятти Гладковой И.А.,

при секретаре Тормозовой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2204/11г. по иску Прокурора г.о. Тольятти в интересах Колокольникова М.С. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор г.о. Тольятти в интересах Колокольникова М.С. обратился в суд с указанным иском. Просил обязать Мэрию городского округа Тольятти и предоставить Колокольникову М.С. 03.04.1988 года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи 1 человек.

В судебном заседании помощник прокурора г.о.Тольятти Гладкова И.А. исковые требования поддержала и пояснила, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части не обеспечения вне очереди жилым помещением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Колокольников М.С., 03.04.1988 года рождения, остался без попечения родителей, его родители решением Центрального районного суда г. Тольятти от 04.09.1997 года лишены родительских прав. В настоящее время Колокольников М.С. зарегистрирован по адресу: г. Тольятти, б-р 50 лет Октября<адрес>, однако не имеет закрепленного жилья. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 17.12.2010 года № 12995-р/4 Колокольников М.С. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства. Однако, Колокольников М.С. до настоящего времени вне очереди жилым помещением не обеспечен.

Колокольников М.С. в судебном заседании поддержал иск и просил обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представитель Мэрии городского округа Тольятти Певзнер А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что Колокольников М.С. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ. В соответствии с действующим жилищным законодательством порядок учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Пунктом 5 ч.2 ст.2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» от 24.10.2006г. №115 - ГД на орган местною самоуправления возложена обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях граждан раздельно по каждой из категорий. Таким образом, законом предусмотрено наличие очереди среди каждой категории граждан, в том числе среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полагает, что необходимо учитывать наличие списка очередников, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий, в котором состоит истец. Поскольку правовыми актами не установлен определенный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено истцу, считает, что предоставление жилья должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ним. В связи с указанными обстоятельствами, полагает, что истец должен претендовать на получение жилого помещения в порядке установленной очередности, в котором Колокольников М.С. на 01.10.2011 года состоит под № 130, а всего в списке значится 135 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Просит отказать в удовлетворении требований к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения на состав семьи один человек, вне очереди.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2, ч.1 ст.45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.

Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии со п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

Решением Центрального районного суда г.Тольятти от 04.09.1997 года Колокольникова Т.А. и Колокольников С.И. лишены родительских прав в отношении дочери Колокольниковой А. 1986 года рождения, и Колокольникова М. 1988 года рождения, дети переданы на воспитание органам опеки и попечительства. С Колокольниковых взысканы алименты на содержание детей в размере 1/3 части заработка до их совершеннолетия.

Постановлением Администрации Центрального района г. Тольятти Самарской области от 10.06.1997 года № 1308 над несовершеннолетним Колокольниковым Михаилом Сергеевичем, 03.04.1988 года рождения, учреждена опека, опекуном назначена Захарова О.С., проживающая по адресу: Ставропольский район, с. Ягодное, ОПХ, д.1, кв.1.

Из предоставленных документов усматривается, что согласно выписки из поквартирной карточки от 10.09.2010 года видно, что Колокольников М.С. в период с 24.01.1997 года по 20.06.1997 года был зарегистрирован по адресу: г. Тольятти, ул. Горького, <адрес>, в период с 01.09.1996 года по 25.08.1998 года Колокольников М.С., 1988 года рождения, обучался в МОУ СОШ № 4 г. Тольятти, что подтверждается справкой № 1085 от 09.09.2010 года.

Согласно справке Администрации сельского поселения с. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области Колокольников М.С. был зарегистрирован и постоянно проживал в с.Ягодное, территория ОПХ, дом № 11в.№ 1, в период с 20.06.1997 года по 12.12.2005 года. Прибыл он в с. Ягодное из г. Тольятти и убыл в г. Тольятти. В период с 01.09.1998 года по 17.06.2005 года (с 5-го по 11-ый класс) обучался в МОУ СОШ с. Ягодное Ставропольского района Самарской области, что подтверждается справкой № б/н от 14.09.2010 года.

В период с 27.12.2005 года по 05.07.2006 года Колокольников М.С. был зарегистрирован по адресу: г. Тольятти, б-р 50 Лет Октября, <адрес>, с 09.01.2007 года по 07.08.2008 года проживал по адресу: с.Кошки, <адрес>, <адрес> согласно справке Администрации сельского поселения Кошки муниципального района Кошки Самарской области, с 07.08.2008 года по 09.08.2010 года Колокольников М.С. проживал и был зарегистрирован по адресу: Самарская область, Кошкинский район, с. Шпаковка, ул. Специалистов, <адрес>

В период с 2005 года по 30.06.2008 года Колокольников М.С. обучался в Тольяттинском электротехническим техникуме, что подтверждается справкой № 1256 от 10.04.2008 года, приложением к диплому.

Более того, из выписки из поквартирной карточки от 14.09.2010 года усматривается, что Колокольников М.С. в период с 12.08.2010 года по настоящее время зарегистрирован по адресу: г. Тольятти, б-р 50 лет Октября, <адрес>. Кроме того, по указанному адресу, по месту жительства, зарегистрировано 181 человек, по месту пребывания 3.

Таким образом, Колокольников М.С. в настоящее время не обеспечен жилым помещением. То обстоятельство, что у Колокольникова М.С. отсутствует жилье, подтверждается справками: Администрации Сельского поселения Шпаковка муниципального района Кошкинский Самарской области № 557 от 14.09.2010 года, МП «Инвентаризатор» от 15.09.2010 года и уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 17.05.2011 года № 09/053/2011-460, сообщениями Кошкинского филиала ГУП СО «ЦТИ» и Ставропольского филиала ГУП ЦТИ, из которых видно, что в реестре собственников Колокольников М.С. не значится и право приватизации не использовал, в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о регистрации его права на объекты недвижимого имущества.

Согласно выписке из распоряжения заместителя мэра № 12995-р/4 от 17.12.2010 года «О рассмотрении жилищных вопросов» усматривается, что с 07.12.2010 года Колокольников М.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договорам социального найма, с составом семьи 1 человек, как сирота.

Представитель ответчика не оспаривает, что истец с 07.12.2010 года состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Представитель ответчика также не оспаривает право Колокольникова М.С. на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу согласно очередности, соответствующей категории граждан, и за счет бюджета Самарской области путем предоставления субвенций.

Однако указанные доводы ответчика не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Ссылка представителя ответчика на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами Закона Самарской области, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.

В соответствии с ч. 1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договора социального найма предоставляются вне очереди.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Таким образом, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий.

Не может служить основанием к отказу в иске то обстоятельство, что в настоящее время истцу исполнилось 23 года, поскольку право на внеочередное предоставление жилого помещения возникло у Колокольникова М.С. до наступления указанного возраста.

Доводы представителя ответчика о том, что жилищное законодательство не регламентирует обязанность органа местного самоуправления предоставлять внеочередникам жилье по договору социального найма не состоятельны, поскольку статьи 6, 57 ЖК РФ прямо указывают на статус жилого помещения, подлежащего предоставлению данной категории граждан (по договору социального найма).

Порядок регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение жильем, а так же лиц из их числа определен Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Гарантии прав указанной категории граждан на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» мэрия г.о.Тольятти наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.

На основании ч.1 ст. 2 Закона Самарской области от 05.03.2005г. № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделяются государственными полномочиями в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Кроме того, Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008г. № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. Мэрия г.о.Тольятти ежегодно до 1 февраля формирует списки о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не позднее 15 февраля представляют их в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

В соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Доводы ответчика о том, что в муниципальном жилищном фонде г.о.Тольятти жилые помещения отсутствуют, в связи с чем Мэрия не имеет возможности предоставить жилое помещение Колокольникову М.С. по договору социального найма, суд не может принять во внимание, поскольку они не подтверждены материалами дела. Поскольку мэрия г.о.Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций, дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно. Таким образом, мэрия г.о.Тольятти имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий и плановый год. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.

В соответствии с п. 8 ст. 37 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти.

При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Колокольникову М.С., 03.04.1988 года рождения, помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный райсуд г.Тольятти в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25.05.2011 года.

Председательствующий: