о признании права на обеспечение жилым помещением



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 мая 2011 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Бетиной Г.А.,

при секретаре Крюковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2221/11 по иску Левкиной А.С. к Мэрии г.о.Тольятти о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и внеочередном предоставлении жилого помещения,

установил:

Истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на необоснованность отказа в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истец Левкина А.С. и ее представитель Чепурнова В.М., действующая на основании устного заявления, исковые требования поддержали и пояснили, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти №-р/4 от 31.05.2010г. Левкиной А.С. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считают указанное распоряжение незаконным, поскольку истец является ветераном Великой Отечественной войны, следовательно, на нее распространяется Указ Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Просят отменить оспариваемое распоряжение, обязать ответчика признать Левкину А.С. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поставить истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставить ей вне очереди жилое помещение в виде однокомнатной квартиры.

Представитель Мэрии городского округа Тольятти ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что истец Левкина А.С. с 06.09.2000 года по настоящее время проживает со своей дочерью Чепурновой В.М. и внуком ФИО7 в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 43,8 кв.м. Истица зарегистрирована по месту жительства в указанной квартире. Таким образом, на каждого из членов семьи приходится по 14.6 кв.м., то есть на Левкину А.С. приходится более 14 кв.м. общей площади жилого помещения. Истица отказалась от участия в приватизации квартиры в пользу дочери, однако сохраняет право пользования указанным жилым помещением, в связи с чем не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что иск является не обоснованным и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, Указ не предполагает произвольное обеспечение жильем всех без исключения ветеранов Великой Отечественной войны, как на то ошибочно указывает представитель истца, а устанавливает обязательным условием предоставления жилья или выплаты субсидий нуждаемость этих категорий лиц в улучшении жилищных условий.

В силу ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилых помещений, а также являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п.1, п.п.2 п. 3 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки и определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Закона РФ «О ветеранах» гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п.6, п.11 ст. 23.2 Закона РФ «О ветеранах»).

В соответствии с п.п.4 п.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно п.п.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Проанализировав приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что обеспечение жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны производится при условии нуждаемости в улучшении жилищных условий по законам субъектов РФ.

В Самарской области обеспечение жилыми помещениями инвалидов и участников Великой Отечественной войны осуществляется на основании Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».

Согласно указанному закону граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий при обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии со ст. 4 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» в Самарской области учетная норма площади жилого помещения для ветеранов Великой Отечественной войны не может быть ниже 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В судебном заседании истица и ее представитель пояснили, что после продажи ее жилья в другом городе Левкина А.С. была вселена в квартиру своей дочери Чепурновой В.М., однако считают, что истица не приобрела право на жилое помещение, сохранив лишь формальную регистрацию в квартире, принадлежащей Чепурновой В.М. и ФИО7 на праве собственности. При этом, не оспаривали, что Левкина А.С. является членом семьи своей дочери, они ведут общее хозяйство, совместно распоряжаются пенсией истицы. Также в обоснование иска указывают, на то, что ФИО7 является инвалидом № группы, страдает психическим заболеванием, и проживание с больным внуком для престарелой истицы затруднительно, что дает ей право на улучшение жилищных условий по Указу Президента РФ от 07.05.2008 № 714. Однако указанные доводы не являются основанием для удовлетворения иска по следующим основаниям.

Так, 12.03.2004 года Чепурновой В.М. и ФИО7 была безвозмездно передана в собственность квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 43,8 кв.м.

Из материалов приватизационного дела усматривается, что истица, зарегистрированная по месту жительства в указанной квартире с 06.09.2000 года в качестве члена семьи нанимателя и в силу этого имеющая право на участие в приватизации, отказалась от такого участия в пользу своей дочери Чепурновой В.М., что не оспаривалось Левкиной А.С. в судебном заседании.

Исходя из смысла ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», истец сохраняет право пользования указанным жилым помещением, поскольку в момент приватизации данного жилого помещения имел равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим.

Согласно выписке из поквартирной карточки от 10.05.2011 года, в настоящее время в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы 3 человека, в том числе, истец.

Таким образом, на каждого проживающего приходится по 14,6 кв.м., то есть на Левкину А.С. приходится более 14 кв.м. общей площади жилого помещения, поэтому истицу невозможно признать нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Суд находит не состоятельной ссылку истца на невозможность проживания в одном жилом помещении с ФИО7, страдающим психическим заболеванием, признанным на основании решения Автозаводского районного суда г.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ недееспособным, как на основание для признания Левкиной А.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку истица в 2000 году, будучи вселенной в квартиру своей дочери в качестве члена семьи нанимателя, получила право проживать в указанной квартире и была обеспечена жилым помещением. То обстоятельство, что в жилом помещении проживает недееспособное лицо, само по себе не может быть признано безусловным основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку не имеет правового значения по делу.

При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемым распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти 31.05.2010г. № 5894-р/4 «О рассмотрении жилищных вопросов» правомерно отказано в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поэтому в удовлетворении исковых требований Левкиной А.С. следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Левкиной А.С. о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и внеочередном предоставлении жилого помещения – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный райсуд г.о.Тольятти в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья