о преждоставлении жилого помещения вне очереди



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:

председательствующего Черкунова Л.В.

при секретаре Дураевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора г.о. Тольятти, действующего в интересах Никонова В.А., к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор г.о. Тольятти обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Никонову В.А. жилое помещение по договору социального найма, по тем основаниям, что Никонов В.А. является лицом, относящимся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Мать Никонова В.А. отказалась от ребенка, оставив его в роддоме. Закрепленного жилья Никонов В.А. не имеет. Согласно выписке из распоряжения мэра г.о. Тольятти №-р/4 от ДД.ММ.ГГГГ Никонов В.А. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.

В судебном заседании помощник прокурора г.о. Тольятти Гладкова И.А. иск поддержала. Суду пояснила, что Никонов В.А. должен быть обеспечен квартирой по договору социального найма. В связи с этим просила обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить Никонову В.А. вне очереди жилое помещение на состав семьи один человек в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Истец Никонов В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель мэрии городского округа Тольятти Певзнер А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что в силу прямого указания закона (пп.2.п.2 с.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей») Никонову В.А. жилое помещение может быть предоставлено только после наступления его очереди. Кроме того считает, что на мэрию г.о. Тольятти возложена обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мэрия г.о. Тольятти, являясь органом местного самоуправления, предоставляет жилые помещения лицам, из указанной категории, в пределах субвенций, поступивших из областного бюджета на осуществление переданных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц. Считает, что надлежащим ответчиком по указанному делу является министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. В удовлетворении иска просила отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Судом установлено, что Никонов В.А., 17.01.1991 года рождения, остался без попечения родителей, что следует из заявления матери ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, которая отказалась от воспитания ребенка.

В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Никонов В.А. направлен в дом ребенка г. Тольятти для детей психохроников.

В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № супругам ФИО7 и О.Г. разрешено усыновить несовершеннолетнего Никонова В.А. с присвоением ему фамилии ФИО7 отчество <данные изъяты>. Дата рождения перенесена с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усыновление ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ супругами ФИО8 и Д.Г. отменено. Ребенку присвоена фамилия ФИО6, отчество – <данные изъяты>, дата рождения изменена на ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки отдела семьи материнства и детства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Никонов В.А. родственников не имеет, кроме матери, которая от него отказалась при рождении.

Из постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что последние обращаются в Администрацию <адрес> выделить путевку в детский дом на несовершеннолетнего Никонова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В соответствии со справкой отдела семьи материнства и детства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Никонов В.А. жилой площади не имеет. Усыновители ФИО7 имели квартиру по адресу: <адрес> до усыновления ребенка.

Справкой детского <адрес> «Ласточка» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Никонов В.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в детском <адрес> «Ласточка» на полном государственном обеспечении.

В соответствии с приказом по спецшколе-интернату № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зачислен в 0 класс.

Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Никонов В.А. признан оставшимся без попечения родителей.

Справкой № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Никонов В.А. находился в МУЗ «Дом ребенка специализированный» (с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики) <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на полном государственном обеспечении.

Справкой от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Никонов В.А. обучался в ГС(К)ОУ школе-интернате № для детей с нарушением слуха с ДД.ММ.ГГГГ, находится на полном государственном обеспечении.

Из выписки из распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-р/4, извещения видно, что Никонов В.А. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ, как сирота.

Справками от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, выданными МП «Инвентаризатор», ответом Управления росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Никонов В.А. в реестре собственников не значится.

Из копии паспорта видно, что Никонов В.А. значится зарегистрированным по адресу: <адрес>.

Копией справки МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Никонов В.А. является ребенком-инвалидом.

Представитель ответчика не оспаривает право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ. Между тем полагает, что обязанность по обеспечению детей-сирот лежит на Правительстве Самарской области. Суд не может согласиться с указанной позицией ответчика.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 г. № 152 «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительском Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 г. № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан.

В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

Таким образом, и на федеральном уровне, и на уровне субъекта РФ обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями возложена на органы местного самоуправления. При этом у льготников есть право на получение жилого помещения по договору социального найма либо на получение субвенции (социальной выплаты). Суд не может согласиться с доводами мэрии г. Тольятти в той части, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с приведенными положениями Законов Самарской области, поскольку указанные законы не подменяют собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлены на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.

Принятые на себя обязательства Правительства Самарской области по обеспечению отдельной категории граждан жильем, не идут в разрез с нормами жилищного законодательства и при согласии льготника могут стать источником приобретения жилого помещения. В этом случае предоставление социальной выплаты станет законным основанием для снятия льготника с учета в качестве нуждающегося в соответствии с ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению Никонова В.А. жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.

Суд также не может согласиться с доводами представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что жилое помещение Никонову В.А. должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории, так как они не имеют под собой правового обоснования, поскольку право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч.2 ст.57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов. Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч.2 ст.57 ЖК РФ право истца на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди, закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет в качестве нуждающихся.

В силу ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии со ст. 45 ГПК ПФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В целях реализации предоставленных прокурору дополнительных полномочий, регламентировано указание Генерального прокурора РФ от 14 мая 2009 г. N 160/8, в соответствии с которым требуется сосредоточить внимание на защите прав, свобод и законных интересов социально незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, многодетных, несовершеннолетних и т.д.), имея в виду, что указанные лица не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав. При этом основанием для предъявления заявления в суд является обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов. Обращение должно быть письменным.

Из материалов дела следует, что Никонов В.А. обратился в Прокуратуру г. Тольятти с заявлением об оказании содействия в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку он относится к числу детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем имеет право на внеочередное получение жилья. В 2010 году последний был отчислен из колледжа №52, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, своего жилья он не имеет.

Таким образом, учитывая, что Никонов В.А. является инвалидом детства, сиротой, а также относится к числу малообеспеченных и незащищенных слоев населения, в связи с чем самостоятельно по объективным причинам не может обратиться в суд за защитой нарушенных прав, то в соответствии с Указанием Генпрокуратуры РФ от 14.05.2009 N 160/8 "Об организации работы по применению части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" и с учетом предоставленных прокурору дополнительных полномочий, последние обязаны использовать все меры прокурорского воздействия для устранения нарушений социальных прав граждан. Следовательно, обращение в суд с заявлением в интересах незащищенных слоев населения, к которым относится также Никонов В.А., является одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования при выявлении нарушений и применяется наряду с иными мерами прокурорского воздействия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Иск прокурора г.Тольятти удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Никонову <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма составом семьи один человек в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.

Председательствующий: