об обязании устранить нарушения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 мая 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:

председательствующего Черкуновой Л.В.

при секретаре Дураевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Центрального района г. Тольятти, в интересах неопределенного круга лиц, к мэрии г.о. Тольятти, МОУ СОШ № 23 г. Тольятти об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности,

у с т а н о в и л :

Прокурор Центрального района г.Тольятти обратился в суд с иском, в котором просил обязать МОУ СОШ № 23 г. Тольятти устранить выявленные нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в МОУ СОШ № 23 г. Тольятти, и провести необходимые организационно - хозяйственные мероприятия в здании МОУ СОШ № 23 г. Тольятти по адресу: <адрес>, а именно: пожарные шкафы заменить на новые шкафы из негорючих материалов; удалить отделку ступеней лестничной клетки (центральная лестничная клетка) масляную краску; ширину лестничного марша в свету привести в соответствие (1,35 м) путем демонтажа конструкции; провода и кабели соединительных линий СОУЭ проложить в строительных конструкциях, коробках или каналах из негорючих материалов; планы эвакуации людей при пожаре выполнить в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143 – 2009, заключив договор со специализированной организацией на его разработку, за счет собственных средств. В случае их недостаточности - за счет средств мэрии г.о. Тольятти.

В ходе судебного разбирательства представитель прокурора Центрального р-на г. Тольятти - Фанина О.М., действующая на основании удостоверения, от исковых требований в части несоответствия ширины лестничного марша в свету менее 1,35 м, а также в части требований к мэрии г.о. Тольятти, поскольку денежные средства на устранение нарушений мэрией г.о. Тольятти были выделены, а в части несоответствия ширины лестничного марша в свету менее 1,35 м требования ответчиком исполнены.

В оставшейся части иск поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что прокуратурой Центрального р-на г. Тольятти в рамках осуществления надзора за соблюдением требований Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в МОУ СОШ № 23 г. Тольятти в целях создания безопасных условий воспитания, обучения, ухода, присмотра оздоровления учащихся и работающего персонала, в ходе которой выяснилось, что на 14.04.2011 года не устраненными остаются выше указанные нарушения, которые непосредственно влияют на возможность возникновения пожара, создают угрозу жизни и здоровья работников учреждения, граждан, в том числе детей. Самостоятельно МОУ СОШ № 23 г.о. Тольятти не может устранить указанное нарушение требований законодательства о пожарной безопасности, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, а также в связи с отсутствием собственных средств и бюджетным финансированием, а финансирование мэрии г.о. Тольятти на устранение указанных нарушений пожарной безопасности осуществляется не достаточно.

Представитель МОУ СОШ № 23 г.о. Тольятти – Баринова Л.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что п.1. и п.6 предписания, находятся в стадии устранения, ими были заключены договора с аккредитованной организацией, которая должна будет в установленный срок, устранить данные нарушения; п. 2 также находится в стадии устранения, составляется техническое задание по его устранению, для устранения указанных нарушений уже выделены денежные средства; п.3 устранен полностью, по п.4 имеется заключение независимой оценки рисков, согласно которой эксплуатация здания с такими нарушениями допускается; устранение нарушения по п.5 включено для устранения на третий квартал 2011 года. Для устранения нарушений им установлен срок до 30.08.2011 года.

Представитель мэрии г.о. Тольятти – Бобровская Е.С., действующая на основании доверенности, иск не признала, поддержала мнение представителя МОУ СОШ № 23 г.о. Тольятти. Суду пояснила, что часть нарушений устранена, для устранения оставшейся части нарушений установлен срок до 30.08.2011 года. Требования, указанные в п. 4 предписания не признают, поскольку количество детей в школе не изменилось.

Представитель ОГПН г.о. Тольятти и муниципального района Ставропольский – Чернов В.А., действующий по удостоверению, заявление прокурора Центрального района г. Тольятти поддержал. Суду пояснил, что требования, указанные в п. 3 предписания ответчиками устранены в полном объеме, независимая экспертиза оценки риска ими была принята.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

Согласно п. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Согласно ст. 32 ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится в числе прочих материально-техническое обеспечение и техническое оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии со ст. 38 ФЗ РФ № 69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, и лица, которые в установленном порядке назначены ответственными за обеспечение пожарной безопасности, полномочие органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.

Статья 19 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» регламентирует полномочие органов местного самоуправления в области пожарной безопасности как обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со статьей 3 указанного Федерального Закона, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 14 Закона Самарской области «О пожарной безопасности» предусматривает, что организация и осуществление мер пожарной безопасности является составной частью деятельности организаций, должностных лиц.

В силу ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с п. 10 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

Вопрос обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к вопросам местного значения, что закреплено и в п. 10 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Тольятти.

Судом установлено, что прокуратурой Центрального района города Тольятти была проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в МОУ СОШ № 23 г.о. Тольятти.

В результате проведенной проверки было установлено, что МОУ СОШ № 23 г.о. Тольятти 30 августа 2010 года были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, в связи с чем ОГПН г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский выдано предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Прокурорской проверкой установлено, что по состоянию на 14.04.2011г. не устраненными остаются следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1. пожарные шкафы изготовлены из горючих материалов (ПК-6, ПК-8);

2. не допускается отделка ступеней лестничной клетки (центральная лестничная клетка) горючими материалами (масляная краска);

3. ширина лестничного марша в свету менее 1,35 м;

4. провода и кабели соединительных линий СОУЭ проложены не в строительных конструкциях, коробках или каналах из негорючих материалов;

5. планы эвакуации людей при пожаре, выполнены не в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143 – 2009, заключив договор со специализированной на его разработку.

Представитель МОУ СОШ № 23 г. Тольятти поясняла, что в настоящее время часть предписанных нарушений ими устранена, для устранения оставшейся части нарушений мэрией г.о. Тольятти выделены денежные средства. В срок до 30.08.2011 года нарушения будут устранены.

Из материалов дела следует, что во исполнение п. 1 предписания ОГПН ответчиком МОУ СОШ № 23 г. Тольятти заключен Договор №16/05-11 от 16.05.2011 года на поставку пожарно-технической продукции - шкафов пожарных, в соответствии с ТУ, что подтверждается копией договора. Во исполнении п.п. 2,5 указанного предписания, как пояснили ответчики, готовится техническое задание для проведения ремонтных работ, которые запланированы на июль-август 2011 года, то есть после окончания учебного года, в связи с чем выделены денежные средства в сумме 400000 рублей. Во исполнение п. 6 предписания ответчиком заключен договор № 15 от 16.05.2011 года с ООО «На всякий пожарный» для графического выполнения фотолюминесцентных планов эвакуации форматом А2 в количестве 7 штук согласно ГОСТ 12.2.143-2009, что подтверждается копией договора. Нарушения, указанные в п. 3 предписания ответчиками устранены, о чем имеются заключения по независимой оценке пожарного риска объекта МОУ СОШ № 23 г.о. Тольятти, копия договора на проведение независимой экспертизы. Указанный обстоятельства не оспаривались представителем ОГПН, который подтвердил, что нарушения, указанные в пункте 3 предписаний, устранены в полном объеме, независимая экспертиза оценки риска была ОГПН г. Тольятти и м.р. Ставропольский принята.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», а также принимая во внимание, что сложившееся положение создает опасные условия для жизни и здоровья, находящихся в МОУ СОШ № 23 г.о. Тольятти несовершеннолетних воспитанников, работников и иных лиц, которым не созданы надлежащие условия, соответствующие пожарной безопасности, гарантирующие охрану здоровья и безопасности, суд считает, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и нашедшими свое подтверждение.

В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности должна быть возложена на МОУ СОШ № 23 г.о. Тольятти за счет средств, выделенных мэрией г.о. Тольятти.

Руководствуясь ст.ст.12,45, 192-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

Иск прокурора Центрального района г. Тольятти удовлетворить.

Обязать МОУ СОШ № 23 г.о. Тольятти за счет собственных средств устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

1. пожарные шкафы заменить на новые шкафы из негорючих материалов;

2. удалить отделку ступеней лестничной клетки (центральная лестничная клетка) горючими материалами (масляная краска);

3. провода и кабели соединительных линий СОУЭ проложить в строительных конструкциях, коробках или каналах из негорючих материалов;

4. планы эвакуации людей при пожаре выполнить в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143 – 2009, заключив договор со специализированной организацией на его разработку.

Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение десяти дней.

Председательствующий: