Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 мая 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:
председательствующего Черкуновой Л.В.
при секретаре Дураевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Никулина С.А. к мэрии г.о.Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
у с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с иском к мэрии г.о. Тольятти об обязании предоставить ему вне очереди жилое помещение в г.о. Тольятти на состав семьи 3 человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ его семья, составом 3 человека, стоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях фонда г.Тольятти. Никулин С.А. страдает хроническим психическим заболеванием и согласно заключению ГУЗ СО «Тольяттинский психоневрологический диспансер» г. Тольятти данное заболевание входит в п.3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года, в соответствии с которым истец имеет право на внеочередное получение жилого помещения. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списках на внеочередное предоставление жилья его семья значится под номером №. Право на приватизацию ни истец, ни его супруга не использовали. Жилое помещение до настоящего времени не предоставлено.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика мэрии г.о. Тольятти – Каштанова И.В., действующая по доверенности, с исковыми требованиями не согласилась. Вместе с тем право Никулина С.А. на получение жилого помещения вне очереди не оспаривает. Суду пояснила, что предоставить Никулину С.А. жилое помещение на состав семьи три человека мэрия г.о. Тольятти не может, поскольку свободного жилья не имеется. В соответствии с действующим жилищным законодательством порядок учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Пунктом 5 ч.2 ст.2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», на орган местного самоуправления возложена обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях граждан раздельно по каждой из категорий. Кроме того, ст. 2 указанного Закона установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций. При указанных обстоятельствах просит в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск Никулина С.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29.12.2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан, в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Судом установлено, что Никулин С.А., 1961 года рождения, страдает <данные изъяты>, состоит на учете в <данные изъяты>, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ. Данное заболевание входит в п. 3 перечня тяжелых форм <данные изъяты>, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № и подпадает под действие ст. 57 ЖК РФ – предоставление жилого помещения вне очереди.
Никулин С.А. составом семьи три человека (супруга ФИО4, сын ФИО5) состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. Включен в очередь на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ, что по существу не оспаривается представителем ответчика и подтверждается выпиской из распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти ль ДД.ММ.ГГГГ №. Право на льготное получение жилья также следует из справки <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно выписке из поквартирной карточки Никулин С.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>3. Кроме истца в указанной квартире значатся зарегистрированными: ФИО4 – супруга истца, ФИО5 – сын, ФИО6 – брат, ФИО7 – супруга брата, ФИО8, ФИО9 – племянницы истца. Из справки МП «Инвентаризатор» от ДД.ММ.ГГГГ, сообщений Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ видно, что сведения об объектах недвижимости, зарегистрированных за Никулиным С.А. ФИО4, ФИО5 в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Представитель ответчика по существу не оспаривает право Никулина С.А. на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, однако считает, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением лежит на Правительстве Самарской области. Суд не может согласиться с данными доводами ответчиков, поскольку они не имеют под собой правового обоснования.
В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД (ред. от 02.02.2011) "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 28.06.2006)) обеспечение жилыми помещениями осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вставшие на учет до 1 января 2005 года.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области в порядке, устанавливаемом Правительством Самарской области в соответствии с федеральными законами, возлагающими обязанность по обеспечению жилыми помещениями соответствующих категорий граждан на субъекты Российской Федерации.
Суд не может согласиться с доводами мэрии г. Тольятти в той части, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с приведенными положениями Законов Самарской области, поскольку указанные законы не подменяют собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.
Доводы мэрии г.о. Тольятти о том, что орган местного самоуправления лишь ведет учет нуждающихся граждан и обеспечивает жильем малоимущих, в связи с чем истец должен быть обеспечен жильем за счет субвенций, выделенных из бюджета области, суд считает несостоятельными. Указанные доводы прямо противоречат ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в соответствии с которой Никулин С.А. вправе претендовать на жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, обязанность предоставления которого возложена на органы местного самоуправления.
Кроме того, наличие тяжелой формы хронического заболевания, дающего право требовать жилье в рамках ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предполагает существенные физические недостатки (в данном случае истец страдает хронической формой психического расстройства), которые могут сделать невозможным приобретение площади посредством денежных операций. С целью упрощения порядка реализации жилищного права законодатель и предусмотрел норму прямого действия, предусматривающую право гражданина занять жилое помещение, заключив договор социального найма.
Принятые на себя обязательства Правительства Самарской области по обеспечению отдельной категории граждан жильем, не идут в разрез с нормами жилищного законодательства и при согласии льготника могут стать источником приобретения жилого помещения. В этом случае предоставление субсидии (субвенции) станет законным основанием для снятия льготника с учета в качестве нуждающегося в соответствии с ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. О самостоятельном действии Закона субъекта РФ говорит также то обстоятельство, что перечень льготников, имеющих право на получение жилья, значительно шире предусмотренного ЖК РФ. При этом действие данного Закона не может ухудшать положение граждан, предусмотренное Федеральным законом и умалять их права.
Не может суд согласиться и с доводами мэрии о том, что правом на приобретение жилья пользуются лишь малоимущие граждане, поскольку малоимущие граждане обеспечиваются жильем по общим правилам в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, для внеочередников же достаточно доказать нуждаемость и наличие одного из условий, предусмотренных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии с Положением о порядке управления объектами муниципальной собственности г. Тольятти, утвержденным Постановлением Тольяттинской городской думы № 538 от 18 октября 2006 г. (в ред. Решений Думы городского округа Тольятти от 19.09.2007 N 717, от 18.02.2009 N 1103) мэрия г.о. Тольятти осуществляет действия, связанные с управлением и распоряжением муниципальным имуществом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и Самарской области, Уставом городского округа Тольятти и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Данные положения закреплены в Уставе г. о. Тольятти (принят Постановлением Тольяттинской городской Думы от 30.05.2005 г. № 155 в редакции решений Думы городского округа Тольятти от 01.02.2006 N 352, от 30.11.2007 N 781, от 30.01.2008 N 816, от 17.09.2008 N 959).
Согласно п. 3, п.1 статьи 7 Устава г.о. Тольятти владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа.
Согласно положения п. 1 статьи 35 Устава г.о. Тольятти мэрия городского округа (администрация городского округа) является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Самарской области.
В соответствии с положением статьей 37 Устава г.о. Тольятти, согласно которой к компетенции мэрии относится: исполнение полномочий органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения городского округа в соответствии с федеральными законами, законами Самарской области, нормативными правовыми актами Думы и постановлениями и распоряжениями мэра (п.1. пп.1) и управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в соответствии с действующим законодательством и порядком, определенным Думой (п.1. пп.8).
При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.14,192-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Иск Никулина <данные изъяты> удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Никулину <данные изъяты>, <данные изъяты> года рождения, на состав семьи три человека жилое помещение в г. Тольятти вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Центральный районный суд города Тольятти в течение десяти дней.
Председательствующий: