Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:
председательствующего Черкунова Л.В.
при секретаре Дураевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Автозаводского района г.о. Тольятти, действующего в интересах Назаровой Т.П., к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Автозаводского района г.о. Тольятти обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Назаровой Т.П. жилое помещение по договору социального найма, по тем основаниям, что Назарова Т.П. является лицом, относящимся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Родители Назаровой Т.П. умерли. Закрепленного жилья Назарова Т.П. не имеет. В настоящее время Назарова Т.П. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Согласно выписке из распоряжения мэра г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ Назарова Т.П. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
В судебном заседании помощник прокурора Автозаводского района г.о. Тольятти Семенова К.В. иск поддержала. Суду пояснила, что Назарова Т.П. должна быть обеспечена квартирой по договору социального найма. В связи с этим просила обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить Назаровой Т.П. вне очереди жилое помещение на состав семьи один человек в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Истица Назарова Т.П. в судебном заседании иск поддержала в полном объеме.
Представитель мэрии городского округа Тольятти Бобровская Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что в силу прямого указания закона (пп.2.п.2 с.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей») Назаровой Т.П. жилое помещение может быть предоставлено только после наступления ее очереди. Кроме того считает, что на мэрию г.о. Тольятти возложена обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мэрия г.о. Тольятти, являясь органом местного самоуправления, предоставляет жилые помещения лицам, из указанной категории, в пределах субвенций, поступивших из областного бюджета на осуществление переданных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц. Считает, что надлежащим ответчиком по указанному делу является министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. В удовлетворении иска просила отказать.
Представитель Правительства Самарской области в судебное заседание не явился, извещен, письменно просил дело рассмотреть в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований просит отказать, считает надлежащим ответчиком по иску мэрию г.о. Тольятти.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
В силу ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Судом установлено, что Назарова Т.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась без попечения родителей, что следует из свидетельств о смерти матери - ФИО6, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС администрации муниципального образования <адрес>, и отца - ФИО7, выданного ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> <адрес>.
В соответствии с Постановлением главы муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Назаровой Т.П установлена опека. Опекуном назначена тетя ФИО8
Из копии паспорта на имя Назаровой Т.П. следует, что последняя значится зарегистрированной по адресу: <адрес>852. Кроме Назаровой Т.П. по указанному адресу зарегистрирована ФИО9 (собственник), ФИО10 (муж собственника), ФИО11, ФИО10 (дочери собственника), что подтверждается копией выписки из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки ОАО «АВТОВАЗ» от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Назарова Т.П. работает по срочному трудовому договору на указанном предприятии с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.
На основании постановления главы МО <адрес> №-П от ДД.ММ.ГГГГ Назарова Т.П. принята на учет для внеочередного получения жилья.
Согласно справке, выданной администрацией муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Назарова Т.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой, жилья и социальной выплаты не приобретение жилья на территории района не получала.
Суду представлена справка ГУП <адрес> «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ из которой следует, что за Назаровой Т.П. домовладения (приватизированной квартиры) в <адрес> не имеет. Сведения об участии в приватизации отсутствуют.
Суду также представлены справки о том, что Назарова Т.П. с рождения до ДД.ММ.ГГГГ значилась зарегистрированной у бабушки ФИО12 по адресу: <адрес>. Собственником дома является бабушка, жилая площадь дома составляет 22 кв.м., дом не благоустроен.
Из выписки из распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что Назарова Т.П. принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Из копии диплома видно, что Назарова Т.П. окончила профессиональное училище № <адрес> по профессии <данные изъяты>, а также Тольяттинский техникум сервисных технологий и предпринимательства по профессии <данные изъяты>
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ МП «Инвентаризатор» видно, что Назарова Т.П. в реестре собственников не значится.
Представитель ответчика не оспаривает право истицы на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ. Между тем полагает, что обязанность по обеспечению детей-сирот лежит на Правительстве Самарской области. Суд не может согласиться с указанной позицией ответчика.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 г. № 152 «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительском Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 г. № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан.
В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Таким образом, и на федеральном уровне, и на уровне субъекта РФ обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями возложена на органы местного самоуправления. При этом у льготников есть право на получение жилого помещения по договору социального найма либо на получение субвенции (социальной выплаты). Суд не может согласиться с доводами мэрии г. Тольятти в той части, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с приведенными положениями Законов Самарской области, поскольку указанные законы не подменяют собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлены на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.
Принятые на себя обязательства Правительства Самарской области по обеспечению отдельной категории граждан жильем, не идут в разрез с нормами жилищного законодательства и при согласии льготника могут стать источником приобретения жилого помещения. В этом случае предоставление социальной выплаты станет законным основанием для снятия льготника с учета в качестве нуждающегося в соответствии с ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению Назаровой Т.П. жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.
Суд также не может согласиться с доводами представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что жилое помещение Назаровой Т.П. должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории, так как они не имеют под собой правового обоснования, поскольку право истицы на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч.2 ст.57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов. Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч.2 ст.57 ЖК РФ право истицы на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди, закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет в качестве нуждающихся.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Иск прокурора Автозаводского района г.Тольятти удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Назаровой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма составом семьи один человек в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.
Председательствующий: