о предоставлении вне очереди жилое помещение



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:

председательствующего Черкунова Л.В.

с участием прокурора Гладковой И.А.,

при секретаре Дураевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора г. Тольятти, действующего в интересах Бикташевой К.Н., к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Тольятти обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Бикташевой К.Н. жилое помещение по договору социального найма по тем основаниям, что Бикташева К.Н. является лицом, относящимся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Мать ФИО8 лишена родительских прав в отношении детей Бикташевой К.Н., ФИО13, ФИО4, в отношении Бактешевой К.Н. имела статус одинокой матери. ДД.ММ.ГГГГ мать Бикташевой К.Н. умерла. Закрепленного жилья Бикташева К.Н. не имеет в связи с чем решением заместителя мэра г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.

В судебном заседании помощник прокурора г.о. Тольятти Гладкова И.А. иск поддержала. Суду пояснила, что ФИО13 должна быть обеспечена квартирой по договору социального найма. В связи с этим просила обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить ФИО13 вне очереди жилое помещение на состав семьи один человек в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Истица ФИО13 в судебное заседание не явилась, извещена, со слов сестры находится на лечении в больнице.

Представитель мэрии городского округа Тольятти Бобровская Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что в силу прямого указания закона (пп.2.п.2 с.57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей») ФИО13 жилое помещение может быть предоставлено только по наступлению ее очереди. Кроме того, считает, что на мэрию г.о. Тольятти возложена обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мэрия г.о. Тольятти, являясь органом местного самоуправления, предоставляет жилые помещения лицам, из указанной категории, в пределах субвенций, поступивших из областного бюджета на осуществление переданных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц. Считает, что надлежащим ответчиком по указанному делу является министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. В удовлетворении иска просила отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Судом установлено, что мать ФИО13 – ФИО8 решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении детей, в отношении Бикташевой К.Н. имела статус одинокой матери.

В соответствии с Постановлением мэра г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ Бикташева К.Н. определена в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается копией постановления.

В соответствии со свидетельством о смерти ДД.ММ.ГГГГ мать несовершеннолетней Бикташевой К.Н. – ФИО8 умерла.

Справкой от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что Бикташева К.Н. обучалась в МОУ средней общеобразовательной школе № г.о. Тольятти с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бикташева К.Н. обучалась в МОУ СОШ № г.о. Тольятти, что подтверждается копией справки от ДД.ММ.ГГГГ.

Из выписки из приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Бикташева К.Н. зачислена с ДД.ММ.ГГГГ на отделение начального профессионального образования на базе 9 классов с получением среднего (полного) общего образования на 1 курс обучения по профессии <данные изъяты> в группу <данные изъяты>. В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ Бикташева К.Н. отчислена из группы <данные изъяты> третьего курса по указанной профессии с ДД.ММ.ГГГГ на основании личного заявления.

В соответствии с решением заместителя мэра г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ, извещением Бикташева К.Н., <данные изъяты> года принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, составом семьи 1 человек.

Из выписки из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ, копии паспорта видно, что Бикташева К.Н. значится зарегистрированной по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, по указанному адресу значатся зарегистрированными ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16

В соответствии с Постановлением мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № за несовершеннолетней Бикташевой К.Н. сохранено право пользования жилой площадью в жилом доме по адресу: <адрес>.

В соответствии с Постановлением мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № указанное Постановление утратило силу.

Из копии свидетельства о рождении видно, что у Бикташевой К.Н. имеется дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Справками от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, выданными МП «Инвентаризатор», ответами Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Бикташева К.Н. и несовершеннолетняя ФИО1 в реестре собственников не значатся.

Представитель ответчика не оспаривает право истицы на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ. Между тем полагает, что обязанность по обеспечению детей-сирот лежит на Правительстве Самарской области. Суд не может согласиться с указанной позицией ответчика.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 г. № 152 «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительском Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 г. № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан.

В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

Таким образом, и на федеральном уровне, и на уровне субъекта РФ обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями возложена на органы местного самоуправления. При этом у льготников есть право на получение жилого помещения по договору социального найма либо на получение субвенции (социальной выплаты). Суд не может согласиться с доводами мэрии г. Тольятти в той части, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с приведенными положениями Законов Самарской области, поскольку указанные законы не подменяют собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлены на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.

Принятые на себя обязательства Правительства Самарской области по обеспечению отдельной категории граждан жильем, не идут в разрез с нормами жилищного законодательства и при согласии льготника могут стать источником приобретения жилого помещения. В этом случае предоставление социальной выплаты станет законным основанием для снятия льготника с учета в качестве нуждающегося в соответствии с ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению Бикташевой К.Н. жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.

Суд также не может согласиться с доводами представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что жилое помещение Бикташевой К.Н. должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории, так как они не имеют под собой правового обоснования, поскольку право истицы на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч.2 ст.57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов. Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч.2 ст.57 ЖК РФ право истицы на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди, закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет в качестве нуждающихся.

В силу ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии со ст. 45 ГПК ПФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В целях реализации предоставленных прокурору дополнительных полномочий, регламентировано указание Генерального прокурора РФ от 14 мая 2009 г. N 160/8, в соответствии с которым требуется сосредоточить внимание на защите прав, свобод и законных интересов социально незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, многодетных, несовершеннолетних и т.д.), имея в виду, что указанные лица не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав. При этом основанием для предъявления заявления в суд является обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов. Обращение должно быть письменным.

Из материалов дела следует, что Бикташева К.Н. обратилась в Прокуратуру г. Тольятти с заявлением об оказании содействия в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку она относится к числу детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем имеет право на внеочередное получение жилья. В 2009 году последняя была отчислен из колледжа №52, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, своего жилья она не имеет. Кроме того, на иждивении Бикташева К.Н. имеет малолетнего ребенка.

Таким образом, учитывая, что Бикташева К.Н. является сиротой, а также относится к числу малообеспеченных и незащищенных слоев населения, в связи с чем самостоятельно по объективным причинам не может обратиться в суд за защитой нарушенных прав, то в соответствии с Указанием Генпрокуратуры РФ от 14.05.2009 N 160/8 "Об организации работы по применению части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" и с учетом предоставленных прокурору дополнительных полномочий, последние обязаны использовать все меры прокурорского воздействия для устранения нарушений социальных прав граждан. Следовательно, обращение в суд с заявлением в интересах незащищенных слоев населения, к которым относится также Бикташева К.Н., является одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования при выявлении нарушений и применяется наряду с иными мерами прокурорского воздействия.

Суд также не может согласиться с доводами ответчика в той части, что прокурором г. Тольятти не предоставлены документы, подтверждающие отсутствие у Бикташевой К.Н. в собственности жилых помещений, поскольку материалами дела установлено, что Бикташева К.Н. не располагает жилым помещением на территории Самарской области. Более того, принятие Бикташевой К.Н. на учет граждан в качестве нуждающиейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма также свидетельствует об отсутствии у Бикташевой К.Н. жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Иск прокурора г.Тольятти удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Бикташевой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма составом семьи один человек в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.

Председательствующий: