Р Е Ш Е Н И Е
именем РФ
20 мая 2011 года Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Панкратовой Т.В.
при секретаре Колесниковой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Милосердова И.И. к УПФР в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Первоначально истец обратился в суд с иском к УПФР о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признании протокола заседания комиссии незаконным, компенсации морального вреда, взыскании задолженности по пенсии с учетом инфляции.
В судебном заседании истец отказался от исковых требований в части признания протокола заседания комиссии незаконным, компенсации морального вреда.
Отказ истца от части иска принят судом, о чем вынесено соответствующее определение.
В судебном заседании истец и его представитель Веселков С.В., действующий по доверенности исковые требования о включении периодов работы в трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости поддержали, пояснив, что 28 января 2009 года истец обратился в УПФР в Центральном районе г. Тольятти с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с наличием специального трудового стажа при занятости на полевых геолого-разведочных работах. Однако решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа работы, поскольку в специальный трудовой стаж не были засчитаны следующие периоды его работы: с 10 августа 1977 года по 14 января 1979 года, с 01 сентября 1979 года по 01 сентября 1982 года в должности инженера-технолога, старшего технолога, технического руководителя <данные изъяты>; с 27 сентября 1982 года по 20 июня 1985 года в качестве бурильщика, бригадира геологоразведочного участка и с 21 июня 1985 года по 21 июня 1986 года в качестве технического руководителя геологоразведочной партии в <данные изъяты>; с 22 июня 1986 года по 09 мая 1990 года в качестве бурильщика, инженера по бурению, главного инженера в геологической партии в <данные изъяты>. Поскольку не подтверждена его занятость в указанные периоды работы в геологоразведочных и поисковых работах, занятость в экспедициях, партиях, отрядах непосредственно на полевых геолого-разведочных работах. С данным отказом не согласны, поскольку работа истца в указанные периоды была непосредственно связана с геологоразведочными работами в полевых условиях, что подтверждается самими названиями геологоразведочная экспедиция и партия, а также выплатой полевого довольствия, приказами о назначении на должности и направлении на полевые работы. Просят обязать УПФР включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости указанные периоды работы и назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии.
Представитель ответчика УПФР Кузуб Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Одним из основных условий назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости является работа в полевых условиях, второе условие – это выполнение геологических работ в составе экспедиций, партий отрядов, участков, бригад. Соблюдение двух этих условий должно быть подтверждено документально, при этом факт выплаты полевого довольствия не может служить единственным подтверждающим документом о занятости работника непосредственно на полевых геолого-разведочных работах. Спорные периоды работы истца правомерно не включены в специальный трудовой стаж, поскольку документами не подтверждена занятость на геологоразведочных и поисковых работах, занятость в экспедициях, партиях, отрядах непосредственно на полевых геолого-разведочных работах. Просит в иске отказать.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Право на досрочную трудовую пенсию работникам, проработавшим на работах с тяжелыми условиями труда, реализуется в соответствии со ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года, Списками № 1, № 2 производств, работ, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 и постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ 6) мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Таким образом, досрочная трудовая пенсия по старости указанной категории работников назначается при соблюдении двух условий: работа в составе геолого-разведочных, поисковых экспедиций, партий, отрядов, участков, бригад и занятость на работах непосредственно в полевых условиях.
Судом установлено, что истец работал:
- в периоды с 10 августа 1977 года по 14 января 1979 года и с 01 сентября 1979 года по 01 сентября 1982 года в качестве инженера-технолога, старшего технолога, технического руководителя <данные изъяты>;
- с 27 сентября 1982 года по 20 июня 1985 года в качестве бурильщика, бригадира геологоразведочного участка и с 21 июня 1985 года по 21 июня 1986 года в качестве технического руководителя геологоразведочной партии в <данные изъяты>;
- с 22 июня 1986 года по 09 мая 1990 года в качестве бурильщика, инженера по бурению, главного инженера в геологической партии в <данные изъяты>, что по существу не оспаривается представителем ответчика.
Разделом 2 Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 предусмотрена работа в должности бурильщика, инженерно-технических работников экспедиций, партий, отрядов, участков и полевых баз, занятые на геологоразведочных и поисковых работах.
Представитель ответчика не оспаривает работу истца в спорные периоды в указанных должностях, однако поясняет, что спорные периоды работы истца не включены в специальный трудовой стаж, поскольку документами не подтверждена занятость на геологоразведочных и поисковых работах, занятость в экспедициях, партиях, отрядах непосредственно на полевых геолого-разведочных работах.
Вместе с тем, из трудовой книжки видно, что в спорные периоды истец работал в геологоразведочных экспедициях и партиях, что не оспаривается представителем ответчика.
Таким образом, само название места работы свидетельствует о занятости истца на геологических работах в составе экспедиций и партий.
Согласно «Положению о выплате полевого довольствия работникам, геологораведочных и топографических предприятий, организаций и учреждений РФ, занятым на геологоразведочных и топографо-геодезических работах», утвержденному Постановлением Минтруда России от 15 июля 1994 года № 56 полевые условия – это особые условия производства геолого-разведочных и топографо-геодезических работ, связанных с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа.
Согласно Положению «О выплате полевого довольствия работникам, занятым на геологоразведочных и топографо-геодезических работах», утвержденному Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР от 04 февраля 1960 года № 115/5 полевое довольствие выплачивается работникам партий, экспедиций, нефтеразведок, разведок, отрядов и других полевых организаций, независимо от ведомственной подчиненности.
К полевым работам относятся: буровые, горные, геолого-съемочные, поисковые, геофизические, гидрогеологические, инженерно-геологические, геодезические и другие геологоразведочные и топографо-геодезические работы, выполняемые полевыми партиями, экспедициями, отрядами и другими полевыми организациями.
Из трудовой книжки истца видно, что он работал бурильщиком, инженером-технологом в геологоразведочных экспедициях и партиях, что согласно вышеуказанному положению относится к полевым работам.
Согласно Положению работникам, занятым в полевых работах выплачивается полевое довольствие.
Из представленных суду документов видно, что работникам <данные изъяты> экспедиции выплачивалось полевое довольствие.
Учитывая изложенное, суд считает, что истец был занят непосредственно на полевых работах в составе геолого-разведочных экспедиций и партий.
Доказательства, опровергающие указанные обстоятельства, ответчиком не представлены.
Из представленной суду архивной справки видно, что документы по <данные изъяты> геологоразведочной экспедиции были утеряны в связи с реорганизацией экспедиции, не по вине работника.
Суд читает, что факт утраты документов не по вине работника не может влиять на право истца на назначение пенсии на льготных условиях.
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что спорные периоды работы подлежат включению в льготный трудовой стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Истец просит назначить ему пенсию с момента первоначального обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, т.е. с 28 января 2009 года.
Представитель ответчика не оспаривает, что с учетом спорных периодов работы требуемый специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии на дату обращения 28 января 2009 года у истца имеется.
Включение спорных периодов в специальный трудовой стаж и назначение пенсии с момента обращения является основанием для перерасчета пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области включить Милосердову <данные изъяты> в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы:
- с 10 августа 1977 года по 14 января 1979 года и с 01 сентября 1979 года по 01 сентября 1982 года в качестве инженера-технолога, старшего технолога, технического руководителя <данные изъяты>;
- с 27 сентября 1982 года по 20 июня 1985 года в качестве бурильщика, бригадира геологоразведочного участка и с 21 июня 1985 года по 21 июня 1986 года в качестве технического руководителя геологоразведочной партии в <данные изъяты>;
- с 22 июня 1986 года по 09 мая 1990 года в качестве бурильщика, инженера по бурению, главного инженера в геологической партии в <данные изъяты>, что по существу не оспаривается представителем ответчика.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области назначить Милосердову <данные изъяты> досрочную трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, т.е. с 28 января 2009 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.
Председательствующий: