о взыскании заработной платы



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2011 г.

Центральный районный суд г. Тольятти в составе

председательствующего судьи Панкратовой Т.В.

при секретаре Колесниковой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Степановой В.Н. к МУИиК <данные изъяты> о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда,

установил:

Истец обратился в суд с указанным исковым заявлением.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал, пояснив, что 14.12.2010 г. она была уволена по сокращению штата. С 17.12.2010 г. состоит в центре занятости на учете с целью поиска подходящей работы. Центром занятости было принято решение о сохранении за ней среднего заработка за третий месяц, однако, работодатель до настоящего заработок не выплатил. В результате ей был причинен моральный вред, поскольку у неё отсутствовали деньги на лечение ребенка, который неожиданно заболел, а она рассчитывала на получение заработной платы за третий месяц и потратила имеющиеся у неё денежные средства на другие нужды. Кроме того, в результате невыплаты заработной платы ухудшилось состояние её здоровья и она вынуждена была обратиться за помощью в больницу.

Представитель ответчика Забродин О.В., действующий по доверенности, исковые требования не признал, пояснив, что оснований для сохранения заработной платы за третий месяц не имеется, т.к. истец является пенсионером, не может быть признана безработной и не могла быть поставлена на учет в центр занятости.

Центр занятости населения в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из представленного суду отзыва видно, что решение о сохранении заработной платы за третий месяц принято и является законным, т.к. пенсионер не лишен права подыскивать работу через службу занятости.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Судом установлено, что истец была уволена 10.12.2010 г. по сокращению штата работников, 17.12.2010 г. обратилась в орган службы занятости населения, что подтверждается пояснениями сторон и материалами дела.

Судом установлено, что 15.03.2011 г. органом службы занятости принято решение, оформленное в форме справки, о сохранении за истцом заработной платы за третий месяц, т.к. она до настоящего времени не трудоустроена.

Согласно Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

Доводы ответчика о том, что в силу ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» пенсионеры не могут быть признаны безработными, являются обоснованными.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что истец состоит на регистрационном учете в органе службы занятости не в качестве безработной, а в целях поиска подходящей работы, что не противоречит действующему законодательству.

В соответствии ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду.

Гражданину пенсионного возраста обеспечивается социальное обеспечение, однако, он не лишен права трудиться и обратиться за помощью в органы службы занятостью за помощью в поисках работы.

В статье 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» закона дано понятие занятости граждан, согласно которой занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок), а в соответствии со ст. пенсионеры не отнесены к лицам, которые следует считать занятыми.

По смыслу ст. 8 указанного закона граждане, не зависимо от наличия или отсутствия оснований для признания их безработными, имеют право на выбор места работы как путем прямого обращения к работодателю, так и путем бесплатного посредничества органов службы занятости.

Согласно ст. 9 указанного закона граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения. Органы службы занятости обеспечивают возможность получения гражданами указанных услуг в электронной форме в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Данная статья предусматривает дополнительные гарантии для безработных граждан, допуская тем самым наличие не только граждан, которые могут быть признаны безработными, но и граждан, не признанных безработными, но имеющих право на услуги органов службы занятости.

Аналогичные положения предусматривает и ст. 12 указанного закона, согласно которой гражданам Российской Федерации гарантируются не только защита от безработицы, но и бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» деятельность государственной службы занятости населения направлена на:

2) разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

В соответствии со ст. 178 ТК РФ органом, наделенным полномочиями по принятию решения о сохранении заработной платы за третий месяц являются органы службы занятости, которым в данном случае принято решение о сохранении заработка за третий месяц.

Данное решение никем в установленном законом порядке не оспорено, и оно подлежит исполнению работодателем.

Размер заработной платы, подлежащий взысканию ответчиком не оспорен.

На основании изложенного, подлежат удовлетворению требования о взыскании заработной платы в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку судом установлен факт нарушения трудовых прав истца, неправомерными действиями работодателя, суд считает обоснованными требования о компенсации морального вреда.

Однако, по мнению суда, сумма компенсации в размере <данные изъяты> рублей является несоразмерной причиненному работодателем моральному вреду.

Судом установлено, что истец имеет хроническое заболевание <данные изъяты>, что подтверждается справкой и не оспаривается ответчиком.

Из пояснений истца видно, что данным заболеванием она страдает на протяжении длительного времени.

Из представленных документов видно, что 17.05.2011 г. у истца было ухудшение состояния здоровья, вызванное стрессом.

Однако, суд полагает, что истцом не представлено достоверных доказательств того, что причиной ухудшения её состояния здоровья и обострения хронического заболевания явились действия (бездействие) ответчика.

Суд не может принять во внимание доводы истца о том, что в результате невыплаты ей заработной платы она не могла надлежащим образом лечить ребенка, перенесшего в апреле 2011 г. острую кишечную инфекцию, поскольку она имела иной доход в виде пенсии в размере <данные изъяты> р., а заболевание возникло не по вине работодателя.

С учетом обстоятельств дела, а именно характера и объема, причиненных истцу нравственных страданий, суд находит возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истца подлежат взысканию с ответчика судебные расходы.

Согласно ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах, которые по данному делу составляют <данные изъяты> рублей за составление искового заявления и подлежат взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с МУИиК <данные изъяты> в пользу Степановой <данные изъяты> заработную плату в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей всего <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 27 мая 2011 г.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200