о предоставлении социальной выплаты на получение жилья



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2011 года Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области, в составе:

председательствующего Панкратовой Т.В.

при секретаре Колесниковой Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Шустова С.Н., Шустовой О.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 к мэрии городского округа Тольятти, Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Министерству финансов РФ, Министерству управления финансами Самарской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в 2011 году,

у с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском.

В судебном заседании представитель истца Шустова С.Н. - Меркулов А.А., действующий по доверенности, иск поддержал, пояснив, что Россия позиционирует себя как государство с социальной ориентированностью политики страны и приверженности ее к мировым стандартам и правилам, гарантирующим сохранение социальных прав граждан в условиях экономического кризиса. Согласно Конституции РФ, Россия является социальным государством. Однако семья истцов столкнулась с нарушением их прав, в том числе, гарантированных Европейской Конвенцией. Постановлением мэра г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ семья истцов признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2010 году. В октябре 2010 года они получили уведомление о том, что на день утверждения уполномоченным лицом Правительства Самарской области списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2010 году возраст Шустова С.Н. превысил 35 лет в связи с чем, семья истцов перестала соответствовать обязательному условию, предъявляемому к возрасту членов молодой семьи – участницы подпрограммы. Считает исключение из программы необоснованным, поскольку на момент включения семьи истцов в списки участников программы их возраст не превышал 35 лет, а в соответствии с п.5 Постановления участницей подпрограммы может быть молодая семья возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Таким образом, семья полностью соответствовала всем предъявляемым требованиям, однако в результате бездействия ответчиков лишилась положенной социальной выплаты. Просит обязать ответчиков предоставить семье истцов социальную выплату на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в 2011 году.

Истец Шустова О.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель мэрии г.о. Тольятти Рассказчикова А.Ю., действующая по доверенности, иск не признала, поскольку одним из условий признания молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. является то, что возраст каждого из супругов, либо 1 родителя в неполной семье, на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет. Орган местного самоуправления формирует списки претендентов на получение социальной выплаты до 1 сентября года, предшествующего планируемому году социальных выплат и предоставляет данные списки в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для последующего принятия решения органом исполнительной власти субъекта РФ о включении молодых семей в список претендентов на получение социальной выплаты. Список претендентов утверждается Правительством Самарской области ежегодно при финансировании подпрограммы из областного бюджета. Письмом от 12 августа 2010 года Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области уведомило мэрию г.о. Тольятти о том, что Правительство Самарской области утвердило список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году. При этом на день утверждения списка возраст Шустова С.Н, превысил 35 лет, в связи с чем, данная молодая семья перестала соответствовать обязательному условию, предъявляемому к возрасту членов молодой семьи и исключена из ее участников. Мэрия городского округа Тольятти была лишь уведомлена о данном факте. Полагает, что семья истцов правомерно исключена из числа участников подпрограммы т.к. не соответствует установленным требованиям, поскольку возраст одного из супругов превысил 35 лет на момент принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты, в связи с чем, считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Ответчик Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о дне слушания дела извещен, представитель в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, из которого видно, что ответчик исковые требования не признает, поскольку семья истцов законно исключена из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат, так как днем принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты следует считать 25 июня 2010 года и на указанную дату возраст Шустова С.Н. превысил 35 лет, в связи с чем, семья перестала удовлетворять требованиям участия в программе. Просит в иске отказать.

Представитель Министерства управления финансами Самарской области в судебное заседание не явился, извещен, представил письменный отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело без его участия, указав, что иск не признает, поскольку обеспечение реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы на территории Самарской области относится к полномочиям Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Данный орган государственной власти Самарской области является главным распорядителем соответствующих средств областного бюджета. Министерство управления финансами Самарской области не участвует в обеспечении жильем каких-либо категорий граждан, в связи с чем, просит в удовлетворении требований к Министерству управления финансами Самарской области отказать.

Представитель Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, извещен, о причине неявки не сообщил, об отложении дела не просил, возражений на иск не представил.

Представитель третьего лица Министерства регионального развития РФ в судебное заседание не явился, извещен, представил письменный отзыв на иск, согласно которому с иском не согласен, поскольку список претендентов на получение социальной выплаты утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ и в случае, если молодая семья не была включена органом исполнительной власти субъекта РФ в список претендентов и в момент нахождения в очереди участников подпрограммы одному из супругов исполнилось 36 лет, у органов местного самоуправления нет законных оснований производить оформление свидетельства о праве на социальную выплату и выдачу его молодой семье. Минрегион России не имеет полномочий по признанию прав граждан и непосредственному обеспечению граждан жилыми помещениями. Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица Федерального агенства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в судебное заседание не явился, извещен, о причине неявки не сообщил, об отложении дела не просил, возражений на иск не представил.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Судом установлено, что на основании заявления и представленных документов семья истцов с составом семьи четыре человека была признана имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.

Согласно извещению от 02 марта 2009 года № 1294 постановлением мэра г.о.Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ семья истцов признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2010 году.

Согласно уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ на день утверждения уполномоченным лицом Правительства Самарской области списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2010 году возраст Шустова С.Н. превысил 35 лет в связи с чем, семья истцов перестала соответствовать обязательному условию, предъявляемому к возрасту членов молодой семьи – участницы подпрограммы.

Из пояснений представителя мэрии г.о. Тольятти видно, что решение о включении или исключении из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. принимается в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285.

В силу п.п. 21,22 Правил, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.

Представитель мэрии г.о. Тольятти суду пояснила, что в соответствии с п. 21 Правил, мэрии г.о. Тольятти делегировано право только на формирование списков претендентов на получение социальной выплаты до 1 сентября года, предшествующего планируемому году социальных выплат. Впоследствии данный список был направлен в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, поскольку п.22 Правил обязанность по определению формы списка молодых семей - участников подпрограммы возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу п. 23 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

Заявка и сводный список предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы - Министерству регионального развития РФ, который с учетом средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявок и сводных списков определяет для каждого субъекта РФ предварительные контрольные цифры в отношении бюджетных средств и доводит их в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, до органов исполнительной власти соответствующих субъектов. Орган исполнительной власти субъекта РФ утверждает списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр (п.25,26 Правил).

Определение указанных контрольных цифр осуществляется исходя из количества молодых семей, включенных в сводные списки. 25 июня 2010 года указанный список был утвержден исполняющим обязанности Губернатора Самарской области и направлен письмом от 25 июня 2010 года № 6-30/1790 в Минрегион России в установленный срок, т.е. до 25 июня 2010 года. Эта дата определена заказчиком подпрограммы. Таким образом, днем принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году следует считать 25 июня 2010 года. Из материалов дела видно, что на указанную дату возраст Шустова С.Н, превысил 35 лет, в связи с чем, семья истцов правомерно не включена в список претендентов и исключена из списка участников, поскольку она перестала соответствовать требованиям участия в программе, и соответственно, не приобрела права на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг.

Кроме того, из нормативных актов, регулирующих данные правоотношения, явствует, что право на получение социальной выплаты получают семьи, включенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты. Семья истцов была включена в список семей-участников ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г. в 2009 году. Статус участника не предусматривает наличия права на получение социальной выплаты, поскольку этот статус приобретается в результате подачи соответствующих сведений в орган местного самоуправления. При формировании списков участников ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г. орган местного самоуправления не наделен правом соизмерять количество участников подпрограммы и средств, выделяемых на цели, предусмотренные подпрограммой. Эти полномочия имеет только орган исполнительной власти субъекта РФ. Истцами не предоставлено доказательств того, что они в установленном порядке приобрели статус претендента на получение социальной выплаты, а именно этот статус дает право на получение в будущем социальной выплаты.

Нормативными актами, касающимися реализации ФЦП «Жилище» 2002-2010 г.г., не предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ включать всех участников в списки претендентов. Таким образом, суд считает, что у истцов возникло право лишь на улучшение жилищных условий, это право реализовано путем постановки семьи истцов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, из этого списка они не исключены, а право на получение социальной выплаты нельзя признать нарушенным, поскольку оно у в установленном законом порядке не возникло. При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

В удовлетворении иска Шустова С.Н., Шустовой О.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 к мэрии городского округа Тольятти, Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Министерству финансов РФ, Министерству управления финансами Самарской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в 2011 году - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.

Решение изготовлено в окончательном виде 25 мая 2011 года.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200