Р Е Ш Е Н И Е
именем РФ
23 мая 2011 года Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Панкратовой Т.В.
при секретаре Колесниковой Ю.С.
с участием прокурора Фаниной О.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Центрального района г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № 16 г. Тольятти, мэрии городского округа Тольятти об устранении нарушений требований правил пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Центрального района г. Тольятти обратился в суд с иском к ответчикам об устранении нарушений требований правил пожарной безопасности.
В ходе рассмотрения дела представитель истца помощник прокурора Центрального района г. Тольятти Фанина О.М. отказалась от части исковых требований. Отказ истца от части иска принят судом, о чем вынесено соответствующее определение.
В судебном заседании представитель истца оставшиеся исковые требования поддержала, суду пояснила, что Прокуратурой Центрального района г. Тольятти проверена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в МОУ СОШ № 16 г. Тольятти, корпус № 1 расположенном по адресу: г. Тольятти, ул. Баныкина, 4. В ходе проведенной проверки установлено, что в МОУ СОШ № 16 г. Тольятти были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, в связи с чем, ОГПН г.о. Тольятти было выдано предписание по устранению допущенных нарушений. Прокурорской проверкой установлено, что до настоящего времени не устранено нарушение п. 150 ППБ 01-03 – не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций сценической коробки. Самостоятельно школа не может устранить допущенное нарушение ввиду отсутствия денежных средств. Финансирование школы осуществляется учредителем – мэрией г.о. Тольятти. Здание относится к категории объектов с низкой пожарной устойчивостью и массовым пребыванием людей, а допущенное нарушение создает угрозу возникновения пожара, жизни и здоровью людей. Просит обязать мэрию г.о. Тольятти и администрацию школы провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по устранению указанного нарушения.
Представитель ответчика мэрии городского округа Тольятти Бобровская Е.С., действующая по доверенности, в судебном заседании не оспаривала факт наличия указанного нарушения, указав, что МОУ СОШ № 16 является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, отвечает по своим обязательствам, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам несет собственник имущества. Департамент финансов мэрии г.о. Тольятти регулярно перечисляет МОУ СОШ № 16 необходимые денежные средства из городского бюджета, в том числе и на устранение нарушений требований пожарной безопасности. Таким образом, должна нести субсидиарную ответственность только при недостаточности у школы денежных средств. Просит в иске к мэрии отказать.
Представитель ответчика – директор МОУ СОШ № 16 Фалина Т.В., в судебном заседании также не оспаривала факт наличия указанного нарушения, пояснив, что школа является юридическим лицом, периодически получает из бюджета необходимые денежные средства и отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в их распоряжении денежных средств. В настоящее время предпринимаются все меры для устранения допущенного нарушения, в частности 29 апреля 2011 года заключен договор подряда с ООО «Группа Компаний Индустрия Безопасности» на проведение работ по огнезащитной обработке сценической коробки. Работы будут проведены в ближайшее время, денежные средства на оплату указанных работ выделены.
Представитель третьего лица ОГПН городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский Воробьев С.Ю., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив, что требование об огнезащитной обработке деревянных конструкций сценической коробки обоснованно, поскольку зал предназначен для размещения большого количества людей и невыполнение данного требования создает угрозу возникновения пожара, жизни и здоровью людей. Остальные нарушения, указанные в особом мнении члена комиссии носят рекомендательный характер.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.
Статьей 5 ФЗ «Об образовании» установлено, что государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
В соответствии со ст. 32 ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Статья 51 ФЗ «Об образовании» устанавливает, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Статьей 1 ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Судом установлено, что Прокуратурой Центрального района г.Тольятти была проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в МОУ СОШ № 16 г. Тольятти корпус № 1, расположенном по адресу: г. Тольятти, ул. Баныкина, 4, в связи с чем, ОГПН г.о. Тольятти было выдано предписание по устранению допущенных нарушений, что подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Из пояснений представителя истца следует, что ответчиками не предпринимаются меры по устранению нарушения п. 150 ППБ 01-03 – не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций сценической коробки.
В соответствии с п. 150 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) 150. Деревянные конструкции сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и т.п.), горючие декорации, сценическое и выставочное оформление, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе, буфетах должны быть обработаны огнезащитными составами. У руководителя учреждения должен быть соответствующий акт организации, выполнившей эту работу, с указанием даты пропитки и срока ее действия.
Ответчиками не оспаривается, что обработка конструкции сценической коробки огнезащитным составом не проведена.
Таким образом, суд считает обоснованным требование об огнезащитной обработке деревянной конструкции сценической коробки, поскольку это прямо предусмотрено правилами пожарной безопасности.
Необходимость устранения остальных выявленных нарушений ответчиками не оспаривается.
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно Уставу МОУ СОШ № 16 является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, баланс и самостоятельно отвечает по своим обязательствам в пределах имеющихся денежных средств, учредителем школы является муниципальное образование – городской округ Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти.
Представитель мэрии в судебном заседании не оспаривала тот факт, что мэрия несет субсидиарную с лицеем ответственность.
Вместе с тем, суд принимает во внимание доводы представителя мэрии о том, что мэрия несет ответственности только при недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении школы.
Суду представлены документы, подтверждающие перечисление МОУ СОШ № 16 бюджетных средств, в т.ч. для устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Из пояснений директора школы следует, что денежные средства для устранения указанного нарушения имеются, работы будут проведены, договор подряда на проведение работ заключен, что подтверждается договором подряда.
При таких обстоятельствах суд считает, что обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности должна быть возложена на МОУ СОШ № 16 за счет собственных средств школы.
Учитывая изложенное, а также то, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности создают непосредственную угрозу гибели или вреда здоровью детей и сотрудников, находящихся в здании, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования.
Предписанием ОГПН установлен срок для устранения указанного нарушения до 01 августа 2011 года, который суд считает достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать администрацию МОУ СОШ № 16 г. Тольятти устранить за счет собственных средств нарушения требований правил пожарной безопасности, а именно: в здании МОУ СОШ № 16 корпус № 1, расположенном по адресу: г. Тольятти, ул. Баныкина, 4 провести огнезащитную обработку деревянных конструкций сценической коробки, п. 150 ППБ-01-03 в срок до 01 августа 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.
Председательствующий: