Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 мая 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе: председательствующего Сметаниной О.Н.
при секретаре Васильевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Центрального района г. Тольятти, в интересах неопределенного круга лиц, к мэрии г.о. Тольятти, МОУ СОШ № 20 г. Тольятти об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности,
у с т а н о в и л :
Прокурор Центрального района г.Тольятти обратился в суд с иском, в котором просил обязать ответчиков устранить выявленные нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в МОУ СОШ № 20 г. Тольятти, и провести необходимые организационно - хозяйственные мероприятия в здании МОУ СОШ № 20 г. Тольятти по адресу: <адрес> и <адрес>, а именно: Корпус № (<адрес>) соединительные линии системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, ведущие к световому табло «Выход», не закрыты кабель каналом из негорючего материала, размещенные при входе на лестничную клетку на 3 этаже корпуса школы, соединительные линии системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, ведущие к световому табло «Выход», не закрыты кабель каналом из негорючего материала, размещенные при выходе на лестничную клетку на 4 этаже корпуса школы, в пределах марша лестницы ступени выполнены с различной высотой и шириной проступи, расстояние между перилами лестничного марша здания школы менее 75 мм, в здании школы не предусмотрена прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны, в коридоре на 3 этаже здания произведено изменение объемно-планировочных решений, ухудшающих условия эвакуации людей при пожаре (в световом холле перегородкой из горючего материала выполнен кабинет), двери эвакуационных выходов, ведущих непосредственно наружу, оборудованы запорами, не обеспечивающие свободное открывание изнутри без ключа (расположенные на 1-ом этаже напротив гардероба). Корпус № (<адрес>): расстояние между перилами лестничного марша здания школы менее 75 мм, дверь эвакуационного выхода на 2 этаже здания, ведущая на лестницу 3-го типа заложена кирпичом, лестница разрушена, демонтирована лестница 3-го типа ведущая со 2-го этажа здания, в здании школы не предусмотрена прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны
В ходе судебного разбирательства представитель прокурора Центрального р-на г. Тольятти – Шипулина И.И., действующая на основании удостоверения, от исковых требований в части того, что соединительные линии системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, ведущие к световому табло «Выход», не закрыты кабель каналом из негорючего материала, размещенные при входе на лестничную клетку на 3 этаже корпуса школы, соединительные линии системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, ведущие к световому табло «Выход», не закрыты кабель каналом из негорючего материала, размещенные при выходе на лестничную клетку на 4 этаже корпуса школы, в пределах марша лестницы ступени выполнены с различной высотой и шириной проступи, в коридоре на 3 этаже здания произведено изменение объемно-планировочных решений, ухудшающих условия эвакуации людей при пожаре (в световом холле перегородкой из горючего материала выполнен кабинет), двери эвакуационных выходов, ведущих непосредственно наружу, оборудованы запорами, не обеспечивающие свободное открывание изнутри без ключа (расположенные на 1-ом этаже напротив гардероба) отказалась. Отказ от иска в этой части принят судом, о чем вынесено определение.
В оставшейся части иск поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что прокуратурой Центрального р-на г. Тольятти в рамках осуществления надзора за соблюдением требований Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в МОУ СОШ № 20 г. Тольятти в целях создания безопасных условий воспитания, обучения, ухода, присмотра, оздоровления учащихся и работающего персонала, в ходе которой выяснилось, что на 14.04.2011 года не устраненными остаются вышеуказанные нарушения, которые непосредственно влияют на возможность возникновения пожара, создают угрозу жизни и здоровью работников учреждения, граждан, в том числе детей. Самостоятельно МОУ СОШ № 20 г.о. Тольятти не может устранить указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, которых у самой школы нет, а финансирование мэрии г.о. Тольятти на устранение нарушений пожарной безопасности осуществляется недостаточно.
Представители МОУ СОШ № 20 г.о. Тольятти – Воронкова Л.В., действующая на основании приказа, Баринова Л.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признали. Суду пояснили, что п.5. и п.6 предписания находятся в стадии устранения, ими были заключены договоры с аккредитованной организацией, которая должна будет в установленный срок, устранить данные нарушения. Нарушения, имеющиеся в Корпусе № также находятся в стадии устранения, составляется техническое задание по его устранению, для устранения указанных нарушений уже выделены денежные средства. Предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ ОГПН г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский им установлен срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель мэрии г.о. Тольятти – Бобровская Е.С., действующая на основании доверенности, иск не признала, поддержала мнение представителей МОУ СОШ № 20 г.о. Тольятти. Суду пояснила, что часть нарушений устранена, для устранения оставшейся части нарушений, указанных в Предписании № от ДД.ММ.ГГГГ, ОГПН г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский установлен срок для устранения нарушения до ДД.ММ.ГГГГ.
Третье лицо о дне слушания дела извещено, представитель не явился.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Согласно п. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Согласно ст. 32 ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится в числе прочих материально-техническое обеспечение и техническое оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В соответствии со ст. 38 ФЗ РФ № 69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, и лица, которые в установленном порядке назначены ответственными за обеспечение пожарной безопасности, полномочие органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.
Статья 19 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» регламентирует полномочие органов местного самоуправления в области пожарной безопасности как обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со статьей 3 указанного Федерального Закона, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 14 Закона Самарской области «О пожарной безопасности» предусматривает, что организация и осуществление мер пожарной безопасности является составной частью деятельности организаций, должностных лиц.
В силу ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с п. 10 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
Вопрос обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к вопросам местного значения, что закреплено и в п. 10 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Тольятти.
Судом установлено, что прокуратурой Центрального района города Тольятти была проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в МОУ СОШ № 20 г.о. Тольятти. В результате проведенной проверки было установлено, что в МОУ СОШ № 20 г.о. Тольятти ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, в связи с чем ОГПН г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский выдано предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Прокурорской проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не устраненными остаются следующие нарушения требований пожарной безопасности: Корпус № ( <адрес>):
- п. 8.9 СНиП 21-01-97* расстояние между перилами лестничного марша здания школы менее 75 мм;
- п. 39 ППБ 01-03 в здании школы не предусмотрена прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны.
Корпус №(<адрес>) - п. 8.9 СНиП 21-01-97* расстояние между перилами лестничного марша здания школы менее 75 мм;
- п. 51, 53 ППБ 01-03 дверь эвакуационного выхода на 2 этаже здания, ведущая на лестницу 3-го типа заложена кирпичом, лестница разрушена;
- п. 51 ППБ 01-03 демонтирована лестница 3-го типа ведущая со 2-го этажа здания;
- п. 39 ППБ 01-03 в здании школы не предусмотрена прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны.
Представители МОУ СОШ № 20 г. Тольятти поясняли, что в настоящее время часть выявленных нарушений ими устранена, для устранения оставшейся части нарушений мэрией г.о. Тольятти выделены денежные средства. В срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушения будут устранены.
Из материалов дела следует, что во исполнение п.п. 6,12 предписания ОГПН ответчиком МОУ СОШ № 20 г. Тольятти заключен Договор ОБ -43-11 от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> которое произвело подключение АПС двух корпусов к ЦППС с полной расшифровкой сигнала тревоги и последующее обслуживание этого подключения. Кроме того, обязалось установить к ДД.ММ.ГГГГ в каждом корпусе по одному аппарату прямой телефонной связи с Единой Дежурной Диспетчерской Службой УМЧС по г.о. Тольятти и муниципальному району Ставропольский.
Согласно смете расходов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ МОУ СОШ № 20 г. Тольятти мэрией г.о. Тольятти на работы, услуги по содержанию имущества выделено бюджетных средств 608740 рублей. Согласно смете на ДД.ММ.ГГГГ на работы, услуги по ведомственной целевой программе «Пожарная безопасность на 2009-2011 гг» выделено 72000 рублей. Вышеизложенное опровергает доводы истца о бездействии мэрии г.о. Тольятти в части содержания здания образовательного учреждения.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», а также принимая во внимание, что сложившееся положение создает опасные условия для жизни и здоровья находящихся в МОУ СОШ № 20 г.о. Тольятти несовершеннолетних воспитанников, работников и иных лиц, которым не созданы надлежащие условия, соответствующие пожарной безопасности, гарантирующие охрану здоровья и безопасности, суд считает, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и нашедшими свое подтверждение.
Согласно Уставу МОУ СОШ № 20 г.о. Тольятти учредителем учреждения является мэрия г.о.Тольятти, образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
В соответствии с п. 3.4. Устава, источником формирования финансовых ресурсов, являются средства, выделяемые целевым назначением из бюджета г.о. Тольятти согласно утвержденной учредителем смете доходов и расходов, имущество, переданное Учреждению его собственником или уполномоченным им органом, а также доходы от выполнения работ, услуг, реализации продукции при осуществлении деятельности, добровольные взносы, иные источники. Следовательно, Мэрия г.о. Тольятти и МОУ СОШ № 20 г.о. Тольятти в силу требований законодательства ответственны за нарушение требований пожарной безопасности и на них возлагается обязанность по их устранению, как на собственника имущества, который несет бремя его содержания, так и на лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться этим имуществом.
Кроме того, п. 1.3, 1.4, 1,6, 1.9 Устава указывают, что МОУ СОШ № 20 г.о. Тольятти является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета для учета операций со средствами бюджета городского округа и средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности, школа отвечает по своим обязательствам, находящимся в ее распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам школы несет собственник имущества. В соответствии со ст. 120 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения только при недостаточности указанных денежных средств. Субсидиарная ответственность предполагает в данном случае обязанность финансирования необходимых мероприятий в случае недостаточности денежных средств у образовательного учреждения.
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности должна быть возложена на МОУ СОШ № 20 г.о. Тольятти за счет собственных средств учреждения, а в случае недостаточности у образовательного учреждения собственных средств обязанность по выделению денежных средств на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд считает необходимым установить срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в Предписании ОГПН г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.9. ч.1 ст.333.36 НК РФ истец был освобожден от уплаты госпошлины.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом положений приведенных норм закона, суд считает необходимым взыскать с МОУ СОШ № 20 г.о. Тольятти и мэрии г.о.Тольятти в доход государства госпошлину в размере 2000 рублей с каждого.
Руководствуясь ст.ст.12,45, 192-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Иск прокурора Центрального района г. Тольятти удовлетворить.
Обязать МОУ СОШ № г.о. Тольятти в срок до ДД.ММ.ГГГГ за счет собственных средств устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: Корпус № ( <адрес>)
- обеспечить в здании школы прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны, путем заключения договора с ближайшем подразделением пожарной охраны,
- провести независимую оценку риска расстояния между перилами лестничного марша в здании школы, которое менее 75мм (по факту вплотную).
Корпус № (<адрес>)
- обеспечить в здании школы прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны, путем заключения договора с ближайшем подразделением пожарной охраны,
- провести независимую оценку риска расстояния между перилами лестничного марша в здании школы, которое менее 75мм. (по факту вплотную).
- разобрать дверь эвакуационного входа на втором этаже здания, ведущую на лестницу третьего типа;
- восстановить лестницу третьего типа, ведущую со второго этажа здания.
В случае недостаточности собственных средств у МОУ СОШ № 20 г.о. Тольятти обязать мэрию г.о. Тольятти выделить денежные средства на устранение вышеуказанных нарушений.
Взыскать с мэрии г.о. Тольятти, МОУ СОШ № 20 г.о. Тольятти госпошлину в доход местного бюджета по 2000 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение десяти дней.
Председательствующий подпись Сметанина О.Н.
Копия верна
Судья
Секретарь