об обязании устранить нарушения пожарной безопасности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июня 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:

председательствующего судьи Марковой Н.В.

при секретаре Тормозовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2344/11 по иску Прокурора Центрального района г. Тольятти, в интересах неопределенного круга лиц, к Мэрии г.о. Тольятти, МОУ СОШ № 5 г. Тольятти об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности,

у с т а н о в и л :

Прокурор Центрального района г.Тольятти, обратившись в суд с указанным иском, просил обязать МОУ СОШ № 5 г. Тольятти устранить выявленные нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности: демонтировать непредусмотренные проектом металлические двери в кабинетах № 202 и № 204, в помещениях для учителей на 2 этаже здания, в помещении для хранения аппаратуры, в кабинете директора. Между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей отсутствует зазор в плане в свету, что необходимо исправить путем выполнения сварочных работ.

В ходе судебного разбирательства представитель прокурора Центрального р-на г. Тольятти - Фанина О.М., действующая на основании удостоверения, исковые требования уточнила, просила обязать МОУ СОШ № 5 г. Тольятти устранить отсутствие зазора в плане в свету (нарушение п.8.9 СНиП 21-01-97*), путем проведения независимой оценки рисков специализированной организацией либо путем проведения монтажных работ. Суду пояснила, что прокуратурой Центрального р-на г. Тольятти в рамках осуществления надзора за соблюдением требований Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в МОУ СОШ № 5 г. Тольятти в целях создания безопасных условий воспитания, обучения, ухода, присмотра оздоровления учащихся и работающего персонала, в ходе которой выяснилось, что на 14.04.2011 года не устранено выше указанное нарушение, которое влияет на возможность возникновения пожара, создают угрозу жизни и здоровья работников учреждения, граждан, в том числе детей. Самостоятельно МОУ СОШ № 5 г.о. Тольятти не может устранить указанное нарушение требований законодательства о пожарной безопасности, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, а также в связи с отсутствием собственных средств и бюджетным финансированием, а финансирование Мэрии г.о. Тольятти на устранение указанных нарушений пожарной безопасности осуществляется не достаточно.

Представитель МОУ СОШ № 5 г.о. Тольятти – заместитель директора Борисова О.Е. исковые требования не признала, суду пояснила, что ответчик не имел возможности устранить нарушение требований законодательства о пожарной безопасности в связи с отсутствием денежных средств. В настоящее время Мэрией г.о. Тольятти осуществлено финансирование и в ближайшее время нарушения будут устранены.

Представитель мэрии г.о. Тольятти – Бобровская Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что в настоящее время выделены денежные средства на устранение нарушений требований законодательства о пожарной безопасности по ведомственной целевой программе «Пожарная безопасность на 2009-2011 гг.».

Представитель ОГПН г.о. Тольятти и муниципального района Ставропольский – Чернов В.А., действующий по удостоверению, иск поддержал, суду пояснил, что в результате совместной проверки соблюдений установленных требований пожарной безопасности 02.06.2011 года было установлено, что в здании МОУ СОШ № 5 имеются нарушения обязательных норм и правил пожарной безопасности по предписанию № 1631/1/1-3 от 20.08.2009 года, а именно: между маршами лестниц отсутствует зазор в плане в свету, что является нарушением п.8.9 СНиП 21-01-97*.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Согласно ст. 32 ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится в числе прочих материально-техническое обеспечение и техническое оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии со ст. 38 ФЗ РФ № 69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, и лица, которые в установленном порядке назначены ответственными за обеспечение пожарной безопасности, полномочие органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.

Статья 19 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» регламентирует полномочие органов местного самоуправления в области пожарной безопасности как обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со статьей 3 указанного Федерального Закона, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 14 Закона Самарской области «О пожарной безопасности» предусматривает, что организация и осуществление мер пожарной безопасности является составной частью деятельности организаций, должностных лиц.

В силу ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с п. 10 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

Вопрос обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к вопросам местного значения, что закреплено и в п. 10 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Тольятти.

Судом установлено, что прокуратурой Центрального района города Тольятти была проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в МОУ СОШ № 5г.о. Тольятти.

В результате проведенной проверки было установлено, что МОУ СОШ № 5 г.о. Тольятти 04.06.2010 года были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, в связи с чем ОГПН г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский выдано предписание № 1631/1/1-3 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Прокурорской проверкой установлено, что по состоянию на 02.06.2011 года согласно акту совместной проверки соблюдений требований пожарной безопасности не устраненными остаются следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1. между маршами лестниц зазор в плане в свету менее 75 мм., нарушение: п.8.9 СНиП 21-01-97*.

Представитель МОУ СОШ № 5 г. Тольятти пояснила, что Мэрия г.о. Тольятти выделила денежные средства на устранение нарушений требований законодательства о пожарной безопасности по ведомственной целевой программе «Пожарная безопасность на 2009-2011 гг.», в связи с чем нарушение будет устранено.

Из материалов дела следует, что Департамент образования Мэрии г.о. Тольятти выделило денежные средства МОУ СОШ № 5 г.о. Тольятти на устранение нарушений требований законодательства о пожарной безопасности по ведомственной целевой программе «Пожарная безопасность на 2009-2011 гг.», что подтверждается сметой расходов на 31.03.2011 года.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», а также принимая во внимание, что сложившееся положение создает опасные условия для жизни и здоровья находящихся в школе несовершеннолетних воспитанников, работников и иных лиц, суд считает, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости возложить обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности на МОУ СОШ № 5 г.о. Тольятти за счет средств, выделенных Мэрией г.о. Тольятти на проведение независимой оценки пожарного риска специализированной организацией.

Руководствуясь ст.ст.12, 192-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

Иск прокурора Центрального района г. Тольятти удовлетворить.

Обязать МОУ СОШ № 5 г.о. Тольятти за счет собственных средств устранить нарушения требований пожарной безопасности путем проведения независимой оценки пожарного риска специализированной организацией, а именно:

1. между маршами лестниц отсутствует зазор в плане в свету менее 75 мм., нарушение: п.8.9 СНиП 21-01-97*.

Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение десяти дней.

Председательствующий: