в порядке ст.45 ГПК РФ



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июня 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Марковой Н.В.,

при секретаре Тормозовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1978/11 по иску прокурора Центрального района г.о. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к ГС К ОУ школе-интернату № 5 г. Тольятти об устранения нарушений требований пожарной безопасности,

у с т а н о в и л :

Прокурор Центрального района г.о.Тольятти в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГС К ОУ школе-интернату № 5 г. Тольятти, Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Просил обязать ответчиков устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, а именно: установить дверь отсека хранилища противопожарной 2-го типа, демонтировать горючие материалы (линолеум) на покрытии пола путей эвакуации, на путях эвакуации отделку стен произвести негорючими материалами, демонтировать отделку горючими материалами (стеновые панели) эвакуационных путей и выходов тамбуров помещений бани-сауны, помещения для спортсменов, выполнить знаки пожарной безопасности для целей эвакуации с элементами фосфоресцирующего света, при устройстве встроенного помещения сауны произвести устройство в ее парильной перфорированных сухотрубов, присоединенных к внутреннему водопроводу, горючие декорации, сценическое и выставочное оформление, а также драпировки в актовом (зрительном) зале обработать огнезащитными составами, в учебных и спальных помещениях здания главного корпуса с проживанием глухих и слабослышащих людей установить световые либо световые мигающие оповещатели, установить прямой телефон дозвона с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи, привести поэтажные планы эвакуации людей при пожаре в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009, в помещениях главного корпуса установить плафоны на светильники, убрать непроектный пристрой под наружной эвакуационной лестницей с торца здания главного корпуса.

В судебном заседании 19.05.2011 года представитель прокурора Центрального р-на г. Тольятти – Фанина О.М., действующая на основании удостоверения, уточнила исковые требования, просила обязать ГС К ОУ школу-интернат № 5 г. Тольятти устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности: установить дверь отсека хранилища противопожарной 2-го типа, демонтировать горючие материалы (линолеум) на покрытии пола путей эвакуации, на путях эвакуации отделку стен произвести негорючими материалами, демонтировать отделку горючими материалами (стеновые панели) эвакуационных путей и выходов тамбуров помещений бани-сауны, помещения для спортсменов, выполнить знаки пожарной безопасности для целей эвакуации с элементами фосфоресцирующего света, горючие декорации, сценическое и выставочное оформление, а также драпировки в актовом (зрительном) зале обработать огнезащитными составами, в учебных и спальных помещениях здания главного корпуса с проживанием глухих и слабослышащих людей установить световые либо световые мигающие оповещатели, установить прямой телефон дозвона с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи, привести поэтажные планы эвакуации людей при пожаре в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009, в помещениях главного корпуса установить плафоны на светильники.

В ходе судебного разбирательства 02.06.2011 года представитель прокурора Центрального р-на г. Тольятти – Аббязова А.Р., действующая на основании удостоверения, отказалась от иска в части требований о возложении обязанности устранить нарушения на Министерство образования и науки Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области, а также за счет средств названных ответчиков, и отказ от иска в этой части принят судом, о чем вынесено определение.

Остальные исковые требования представитель истца поддержала, пояснив, что прокуратурой Центрального р-на г.о.Тольятти в рамках осуществления надзора за соблюдением требований Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в ГС К ОУ школа-интернат № 5 г. Тольятти, в ходе которой выявлены вышеперечисленные нарушения, непосредственно влияющие на возможность возникновения пожара, а также создающие угрозу жизни и здоровью воспитанников и работников учреждения.

Представитель ответчика - ГС К ОУ школа-интернат № 5 г. Тольятти директор ГС К ОУ школы-интерната № 5 г. Тольятти Стариков А.П. исковые требования не признал и пояснил, что в настоящее время Министерством образования и науки по Самарской области выделены денежные средства на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Между тем, он полагает, что выявленные при проверке нарушения не создают угрозу жизни и здоровью людей и не могут способствовать возникновению и распространению пожара.

Представитель ответчика - Министерства образования и науки Самарской области Мокрова С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и указала на то, что на министерство не возложена обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности в подведомственных государственных образовательных учреждениях. Кроме того, министерство надлежащим образом выполняет обязанности по финансированию школы-интернат № 5 г.о.Тольятти. В настоящее время нарушения требований пожарной безопасности не создают угрозу для жизни и здоровья воспитанников, обучающихся в учреждении, и сотрудников школы-интерната, а пожарная безопасность обеспечена надлежащим образом.

Представитель ответчика – Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Отдела надзорной деятельности г.о. Тольятти и муниципального район Ставропольский по Самарской области ТемниковА.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал и пояснил, что требования, указанные в предписании, ответчиком устранены частично, заключение о результатах независимой оценки пожарного риска ГС К ОУ школа-интернат № 5 г. Тольятти зарегистрировано в ОГПН г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский 19.08.2010 года № 17.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

В силу ст. 32 ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится в числе прочих материально-техническое обеспечение и техническое оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Из ст. 38 ФЗ РФ № 69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности» следует, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, и лица, которые в установленном порядке назначены ответственными за обеспечение пожарной безопасности, полномочие органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.

В силу ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со статьей 3 указанного Федерального Закона, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Ст. 14 Закона Самарской области «О пожарной безопасности» предусматривает, что организация и осуществление мер пожарной безопасности является составной частью деятельности организаций, должностных лиц.

Судом установлено, что 18.03.2011 года прокуратурой Центрального района города Тольятти была проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в ГС К ОУ школы-интерната № 5 г. Тольятти, в результате которой выявлены нарушения правил пожарной безопасности, в связи с чем прокурором Центрального района г.о.Тольятти был предъявлен настоящий иск. В ходе судебного разбирательства путем повторной проверки установлено, что по состоянию на 17.05.2011 года не устраненными остаются следующие нарушения требований пожарной безопасности:

дверь отсека хранилища выполнена не противопожарной 2-го типа (п.3 ППБ 01-03, п.1.68 СНиП 2.08.02-89*);

на путях эвакуации для покрытия пола допускается применение горючих материалов – линолеума (п.3 ППБ 01-03, п.6.25 СНиП 21-01-97*);

на путях эвакуации для отделки стен допускается применение горючих материалов – масляная краска (п.3 ППБ 01-03, п.6.25 СНиП 21-01-97*);

при эксплуатации эвакуационных путей и выходов допускается отделка тамбуров помещений бани – сауны, помещения для спортсменов горючими материалами, стеновые панели (п.53 ППБ 01-03);

отсутствуют знаки пожарной безопасности, предназначенные для целей эвакуации с элементами фосфоресцирующего цвета (п.3 ППБ 01-03, п.3.8 НПБ 160-97);

горючие декорации, сценическое и выставочное оформление, а также драпировки в актовом (зрительном) зале не обработаны огнезащитными составами (п.150 ППБ 01-03);

в учебных и спальных помещениях здания главного корпуса с проживанием глухих и слабослышащих людей не установлены световые либо световые мигающие оповещатели (п.3 ППБ 01-03, п.3.3 НПБ 104-03*);

в здании не установлены 6 сертифицированных пожарных шкафов (п.3 ППБ 01-03, п.4.4., 4.6, 4.9 НПБ 151-00);

в учреждении отсутствует прямой телефон дозвона с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи (п.39 ППБ 01-03);

имеющиеся поэтажные планы эвакуации людей при пожаре не соответствуют требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2009 (п.16 ППБ 01-03);

в помещениях главного корпуса допускается эксплуатация светильников со снятыми плафонами (рассеивателями) (п.60 ППБ 01-03).

Директор ГС К ОУ школы-интерната № 5 г. Тольятти в судебном заседании утверждал, что необходимость удовлетворения исковых требований прокурора в настоящее время отсутствует в связи с принятием мер по устранению выявленных нарушений, однако с указанными доводами согласиться нельзя.

Так, из материалов дела следует, что 16.05.2011 года ответчиком ГС К ОУ школой-интернатом № 5 г. Тольятти заключен договор с ООО «Престиж-интернет», согласно которому оператор обязуется предоставлять доступ к телефонной связи и сети передачи данных.

Кроме того, из государственного контракта № 125 от 14.08.2009 года, заключенного между Министерством образования и науки Самарской области и ООО «СамараСвязьПроект», усматривается, что ООО «СамараСвязьПроект» обязалось выполнить работы по монтажу автоматической сигнализации и систем оповещения людей о пожаре в зданиях образовательных учреждений Самарской области в соответствии с техническим заданием с использованием передаваемых Министерством образования и науки Самарской области материалов и оборудования по каждому образовательному учреждению, а Министерство образования и науки Самарской области обязуется оплатить за них определенные Контрактом денежные средства.

Согласно бюджетной смете на 2011 год ГС (К) ОУ школе-интернату № 5 г.о. Тольятти выделено 33158000,00 рублей. В соответствии со справкой Министерства образования и науки Самарской области на 01.05.2011 года сумма внебюджетных средств, поступающих в ГС (К) ОУ школу-интернат № 5 г.о. Тольятти, составила 25693,46 рублей.

Анализируя представленные документы, суд приходит к выводу о том, что в настоящее время ответчиком предприняты меры по устранению нарушенных требований пожарной безопасности, однако на момент рассмотрения дела выявленные нарушения не устранены. По мнению суда, сам по себе один лишь факт получения ответчиком денежных средств для устранения нарушения требований пожарной безопасности не может достоверно свидетельствовать об использовании в будущем денежных средств именно целевым способом и не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении обоснованных требований прокурора.

Являются ошибочными и доводы ответчика о том, что нарушения, выявленные при проверке, не могут быть признаны существенными, поскольку не создают угрозу для жизни и здоровья людей. В подтверждение названных доводов представитель ответчика сослался на заключение от 05.08.2010 года, из которого видно, что система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты исключает возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом № 123-ФЗ от 22.07.2008 года, данный объект защиты – здание ГС(К)ОУ школы-интерната № 5 г. Тольятти, соответствует требованиям пожарной безопасности.

Между тем в названном заключении также перечислены те нарушения требований пожарной безопасности, устранить которые просит истец, более того, в заключении указано, что для недопущения превышения уровня пожарного риска необходимо выполнение именно тех мероприятий, на необходимость выполнения которых ссылается и прокурор.

Нельзя согласиться с доводами представителя ответчика в той части, что перечисленные нарушения не создают непосредственную угрозу возникновения пожара и не угрожают безопасности граждан. Так, школа-нтернат № 5 является образовательным учреждением для воспитанников с отклонениями в развитии, а именно для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей. Следовательно, отсутствие световых табло либо мигающих оповещателей о возникновении пожара может повлечь за собой неосведомленность названной категории воспитанников об опасности и повлечь за собой гибель детей.

Кроме того, выполнение отделки горючими материалами и отсутствие приспособлений для самозакрывания дверей и уплотнения в притворах непосредственно способствуют быстрому возникновению и распространению задымления при пожаре, а отсутствие прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны влечет несвоевременное извещение специализированной организации о возгорании и, соответственно, также создает угрозу быстрого распространения огня и опасность для жизни и здоровья людей.

Суд считает ошибочными и доводы представителя ответчика о том, что прокуратура Центрального района г.о. Тольятти не вправе была проводить проверку соблюдения требований пожарной безопасности в ГС К ОУ школа-интернат № 5 г. Тольятти с привлечением сотрудников органа пожарного надзора.

Указанные доводы противоречат статьям 2 и 21 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которым в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Более того, в силу ст. 22 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения, в том числе, коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. При этом закон «О прокуратуре Российской Федерации» и другие правовые акты не содержат запрета на привлечение прокурором при проведении проверки специалистов, обладающих познаниями в какой-либо области.

Таким образом, прокурор Центрального района г.о. Тольятти при проведении проверки соблюдения требований пожарной безопасности в ГС К ОУ школа-интернат № 5 г. Тольятти был вправе привлекать сотрудников Отдела надзорной деятельности г.о. Тольятти и муниципального район Ставропольский по Самарской области в качестве специалистов, поскольку при проведении такого рода проверки требуются специальные знания в области пожарной безопасности.

По мнению суда, имеющийся в материалах дела акт проверки от 18.03.2011 года, проведенной в присутствии директора образовательного учреждения, является допустимым доказательством, полученным в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, названный акт подтвержден актом проведенной в рамках рассмотрения гражданского дела повторной проверки от 17.05.2011 года и соответствует заключению о результатах независимой оценки пожарного риска от 05.08.2010 года, представленному ответчиком.

Проанализировав все представленные доказательства как в отдельности, так и в совокупности, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора Центрального района г.о.Тольятти и обязать ГС К ОУ школа-интернат № 5 г. Тольятти устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 192-198 ГПК РФ

р е ш и л :

Обязать ГС К ОУ школа-интернат № 5 г. Тольятти устранить нарушения требований пожарной безопасности.

Установить дверь отсека хранилища противопожарной 2-го типа.

Демонтировать горючие материалы (линолеум) на покрытии пола путем эвакуации.

На путях эвакуации отделку стен произвести негорючими материалами.

Демонтировать отделку горючими материалами (стеновые панели) эвакуационных путей и выходов тамбуров помещений бани-сауны, помещения для спортсменов.

Выполнить знаки пожарной безопасности для целей эвакуации с элементами фосфоресцирующего света.

Горючие декорации, сценическое и выставочное оформление, а также драпировки в актовом (зрительном) зале обработать огнезащитными составами.

В учебных и спальных помещениях здания главного корпуса с проживанием глухих и слабослышащих людей установить световые либо световые мигающие оповещатели.

Установить прямой телефон дозвона с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи.

Привести поэтажные планы эвакуации людей при пожаре в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009.

В помещениях главного корпуса установить плафоны на светильники.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Центральный райсуд г.о. Тольятти в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 08.06.2011 года.

Председательствующий: