Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 мая 2011 г. Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего Поповой Е.В. с участием помощника прокурора Морозова Д.К. при секретаре Ширяевой И.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Автозаводского района г.о. Тольятти действующему в интересах Долматова А.Н. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, у с т а н о в и л: Прокурор Автозаводского района г.о. Тольятти действующий в интересах Долматова А.Н. обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения. В судебном заседании представитель истца иск поддержал, пояснив, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Автозаводского района г. Тольятти установлено, что Долматов А.Н. остался без попечения родителей. Мать Долматова А.Н. решением Центрального районного суда Самарской области была лишена родительских прав. Отец записан со слов матери. Закрепленного жилья Долматов А.Н. не имеет. В настоящее время он проживает и зарегистрирован по адресу: г.о. <адрес>. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-№ Долматов А.Н. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако жилье до настоящего времени не предоставлено. Просил иск удовлетворить. Истец Долматов А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснив, что он остался без попечения родителей и находится на содержании за счет государства. Закрепленного жилья не было, и нет. Просит иск удовлетворить. Ответчик - представитель Мэрии городского округа Тольятти Бобровская Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, считает, что в силу п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11.07.2006 № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований из областного бюджета на предоставление социальных выплат, на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях. Также, статьей 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что указанным категориям граждан предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области. Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно пункту 2.1. названного Постановления учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма (социальных выплат) осуществляется уполномоченным органом по месту их жительства. В соответствии с разделом 3, 5 Постановления органы местного самоуправления ежегодно до 1 февраля формируют списки о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не позднее 15 февраля представляют их в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат на приобретение или строительство жилого помещения. Исходя из изложенного, мэрия городского округа Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет этих субвенций. Просит в иске отказать. Третье лицо – Министерство экономического развития инвестиций и торговли Самарской области, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя, предоставили отзыв, согласно которому полагают исковое заявление не обоснованным, поскольку учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из размера средств, выделяемых из областного бюджета, по формуле установленной в методике. Все средства областного бюджета предоставляются на основании Закона Самарской области Об областном бюджете. В 2010 году в ходе исполнения областного бюджета Правительство Самарской области изыскало возможность и увеличило объем бюджетных ассигнований на данные цели в 7,8 раз (с 60 млн. рублей до 470 млн. рублей, в том числе 16,1 млн. рублей поступили из федерального бюджета). Данные средства позволили решить жилищные проблемы порядка 465 детей-сирот. Законом Самарской области от 01.12.2010 № 130-ГД «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2011 году предусмотрено 115 112 000,00 рублей, из них г.о. Тольятти - 20 968 000,00 рублей. Средства распределены между муниципальными образованиями в соответствии с методикой расчета субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, утвержденной Законом № 115-ГД. Между тем, учитывая сложившуюся ситуацию, Правительством Самарской области предпринимаются все меры по решению проблемы обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, однако средств не достаточно для того что бы полностью и единовременно обеспечить данную категорию граждан. На основании изложенного, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, в порядке, установленном Правительством Самарской области будет производится мэрией г.о.Тольятти по мере поступления средств. Просили в удовлетворении иска отказать. Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства. Судом установлено, что мать Долматова А.Н. – ФИО., ДД.ММ.ГГГГ года на основании решения Центрального суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, что копией решения от ДД.ММ.ГГГГ. Отец записан со слов матери, что подтверждается справкой о рождении №. Из справки №-№ выданной директором школы-интернат № следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Долматов А.Н. обучался в школе-интернате № и находился на полном государственном обеспечении. Согласно справке ГОУ специальный коррекционный детский <адрес> для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г. Тольятти, Долматов А.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на воспитании в детском доме на полном государственном обеспечении. Из выписки из поквартирной карточки следует, что Долматов А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Согласно выписке из распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 15.09.2009 г. №8787?р/4 «О рассмотрении жилищных вопросов» Долматов А.Н. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 02.09.2009 г. с составом семьи один человек. Из сообщения Управления Росреестра по Самарской области ФРС по Самарской области от 27.04.2011 г., справки МУП "Инвентаризатор" от 17.03.2011 г. следует, что Долматов А.Н. жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, не имеет Представитель ответчика не оспаривает право Долматова А.Н. на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории. Суд не может согласиться с доводами представителя мэрии г.о. Тольятти, в этой части, так как они не имеют под собой правового обоснования, поскольку право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч.2ст.57ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов. Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч.2ст.57ЖК РФ право Долматова А.Н. на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди, закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет в качестве нуждающихся. Право истца на получение жилого помещения вне очереди не может быть поставлено в зависимость от реализации прав других лиц. Кроме того, лица, имеющие право на внеочередное получение жилья также вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своего нарушенного права. Обеспечение жилой площади производится органом исполнительной власти по месту жительства ребенка (абз.2 а.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей»). В соответствии со ст. 37 п.8 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти. При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению Долматова А.Н. жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд, р е ш и л: Иск Прокурора Автозаводского района г. Тольятти удовлетворить. Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Долматову А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, расположенное в городском округе Тольятти жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающему санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано сторонами и опротестовано прокурором в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 мая 2011 г. Председательствующий: