Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 мая 2011г. Центральный Районный суд г.Тольятти Самарской области в составе: председательствующего Поповой Е.В. при секретаре Ширяевой И.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Чирковой Ю.Н. к мэрии г.о.Тольятти о понуждении постановки на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, у с т а н о в и л : Истица Чиркова Ю.Н. обратилась в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о понуждении к постановке на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании представитель истицы по доверенности Молчанова Т.Д. иск поддержала и пояснила, что Чиркова Ю.Н. осталась без попечения родителей, ранее проживала в <адрес>, с 2006г. проживает в <адрес>. В декабре 2010г. истица узнала, что в соответствии с Жилищным Кодексом РФ ст. 49-55 и Закона РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ей может быть предоставлено социальное жилье по договору найма. В январе 2011г. она обратилась в управление по жилищной политике в <адрес>, где ей выдали перечень документов, необходимых для принятия на жилищный учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данные документы были заполнены и предоставлены Чирковой Ю.Н. в управление по жилищной политике ДД.ММ.ГГГГ, однако в принятии документов ей было отказано в связи с превышением 23-летнего возраста. Считают данный отказ необоснованным и нарушающим Конституционные права истицы согласно ст. 40 Конституции РФ. Представитель истицы просила иск удовлетворить, восстановить срок для подачи указанных документов, поскольку Чиркова Ю.Н. ранее не знала о своем праве встать на жилищный учет для предоставления ей социального жилья. Она обратилась в управление по жилищной политике <адрес>, как только ей стало известно о своем праве на социальное жилье. Представитель ответчика Мэрии г.о. Тольятти – Веселкова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, поскольку на момент обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях истице уже исполнилось 24 года, тогда как в Законе РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указан возраст детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - от 18 до 23 лет. Кроме того, Чиркова Ю.Н. не предоставила сведений о том, что ФИО4 не восстанавливалась в родительских правах в отношении дочери (истицы), также не были предоставлены документы, подтверждающие отсутствие закрепленного за ней жилья и документы о том, что она не обеспечивалась жилым помещением, либо не получала социальную выплату на приобретение жилого помещения по прежнему месту жительства в <адрес>. Представитель ответчика в удовлетворении иска просила отказать. Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям: Согласно ст.6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004г. "О введении в действие ЖК РФ" с 1 марта 2005г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. В соответствии с п.3 ст. 49 ЖК жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниями нуждающимися в жилых помещениях. В п.1 ст. 51 ЖК РФ указано, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма признаются лица не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Согласно п.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статья 1 ФЗ № 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет понятие и возраст детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей - лица возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии с п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Судом установлено, что <данные изъяты> (Чиркова) Ю.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. На основании решения <адрес> районного суда <адрес> ФИО4 лишена родительских прав в отношении дочери <данные изъяты> (Чирковой ) Ю.Н.; отец записан в свидетельство о рождении со слов матери, что указано в постановлении Администрации Объединенного Муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Из справки, выданной администрацией Алексеевского муниципального образования Романовского муниципального района <адрес>, следует, что Чиркова (ФИО9) Ю.Н. действительно была зарегистрирована и проживала на территории Алексеевского муниципального образования по адресу: <адрес> п. <адрес>Рабочий <адрес> момента рождения до снятия с регистрационного учета 20.10.2006г. ДД.ММ.ГГГГ Гурина Ю.Н. заключила брак с ФИО6, после чего ей была присвоена фамилия Чиркова, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Чиркова Ю.Н. была зарегистрирована и проживает по адресу <адрес>, что подтверждается выпиской из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ Согласно выписке из Распоряжения заместителя мэра от ДД.ММ.ГГГГ Чирковой Ю.Н. отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с превышением заявителя возраста 23 лет, а также в связи с непредставлением сведений на заявителя об отсутствии закрепленного жилья и включении в реестровый банк данных на получение жилого помещения как сироты, данных об обеспечении жилым помещением либо социальной выплатой на приобретение жилого помещения из администрации <адрес>, документов о невосстановлении ФИО4 в родительских правах до достижения заявителем 18 лет. Из справки МУП "Инвентаризатор" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Чиркова (Гурина) Ю.Н. жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, не имеет. Согласно справки Саратовского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" Федеральное БТИ <адрес> отделения от ДД.ММ.ГГГГГурина Ю.Н. не числится собственником объектов недвижимости, расположенных на территории <адрес>. Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье (ст.40). Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения отнесено к компетенции законодателя, который в абзаце втором п.1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Также абзац четвертый указанного закона определяет понятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их возраст, а именно от 18 до 23 лет. Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших18-летнего возраста (п.1 ст.54 Семейного Кодекса РФ), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного ФЗ на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан. Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имеющегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного ФЗ не распространяется. Поскольку истица сдала документы на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в управление по жилищной политике <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после того, как ей исполнилось 24 года, то под определение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она не подходит в связи с достижением 23-летнего возраста и соответственно не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет для получения социального жилья как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Доводы представителя Чирковой Ю.Н. о том, что истица не знала о своих правах, что ее Конституционные права нарушены, суд находит несостоятельными, поскольку законом и так продлен срок пользования специальными мерами социальной защиты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей с 18-до 23 лет. Данные положения направлены на защиту их прав и интересов и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы. Кроме того, Федеральный закон № 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусматривает восстановление срока для подачи документов на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При указанных обстоятельствах суд считает иск не подлежащим удовлетворению На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении иска Чирковой Ю.Н. к Мэрии г.о. Тольятти о понуждении постановки на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий - отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 13 мая 2011г. Председательствующий: подпись. Копия верна. Судья: