о понуждении к улучшению жилищных условий в соответствии с законом `О ветеранах`



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2011 года Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Марковой Н.В.,

при секретаре Тормозовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2127/11г. по иску Чурсина И.И. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Истец, обратившись в суд с названным иском, просил обязать ответчика улучшить жилищные условия нанимателя жилого помещения Чурсина И.И. и членов его семьи: Чурсиной Л.И., Агаевой Н.И., Мавлютовой М.И., Мавлютовой М.Ш., путем предоставления по договору социального найма жилого помещения общей площадью 108 кв.м. из расчета 36 кв.м. на нанимателя и по 18 кв.м. на каждого члена семьи.

В судебном заседании Чурсин И.И. исковые требования поддержал и указал на то, что он отнесен к категории несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и является инвалидом 2 группы по общему заболеванию бессрочно. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 29.03.2010 года № 3804-р/4 Чурсин И.И. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма на основании ст.3 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», с составом семьи два человека. Полагает, что он должен быть обеспечен жилым помещением в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», поскольку отнесен к категории граждан, приравненных к ветеранам Великой Отечественной войны.

Представитель Мэрии городского округа Тольятти Ефремова Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что ответчик не оспаривает право истца на улучшение жилищных условий, однако в полном объеме категория граждан, к которой отнесен истец, к участникам Великой Отечественной войны не приравнивается. Полагает, что действие Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» распространяется только на участников боевых действий. Кроме того, обеспечение жилыми помещениями в данном случае производится в виде предоставления социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств областного бюджета, а не в виде предоставления жилого помещения.

Определением суда от 17.05.2011 года в качестве третьего лица к участию в деле привлечено Правительство Самарской области.

Представитель третьего лица – Правительства Самарской области Мавлютов Р.И., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Согласно предоставленному отзыву просил в иске отказать, указав на то, что бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включены в перечень лиц, относящихся к ветеранам Великой Отечественной войны. Законодатель, наделяя бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в случае принятия их на соответствующий учет, не идентифицирует их с участниками войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Таким образом, Указ Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» на истца не распространяется.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Чурсин И.И. отнесен к категории несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, и имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, что подтверждается удостоверением , выданным бессрочно 26.09.2002 года на имя Чурсина И.И.

Кроме того, истец является инвалидом второй группы, нетрудоспособен, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой Серии МСЭ-002 и не оспаривается ответчиком.

Согласно выписке из распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 29.03.2010 года № 3804-р/4 «О рассмотрении жилищных вопросов» истец с 16.03.2010 года принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи 2 человека на основании п.2 ч.1 ст. 3 Закона Самарской области от 11.07.2006 № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».

Из справки от 11.05.2011 года № 1005 видно, что истец принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства в управлении по жилищным вопросам Мэрии г.о. Тольятти с 16.03.2010 года с составом семьи 2 человека, как несовершеннолетний узник концлагерей, инвалид 2 группы по общему заболеванию, жена – инвалид 2 группы по общему заболеванию, номер в списке очередников названной категории – 3.

Кроме того, истец включен в единый список граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, под номером 5622, и в список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов – под № 740.

Таким образом, жилищные условия истца не соответствуют установленным законодательствам нормам, и Чурсин И.И. нуждается в их улучшении.

Представитель ответчика, не оспаривая право истца на получение жилого помещения, указал, что истец ошибочно распространяет действие Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» на ту категорию граждан, к которой он отнесен, однако с этими доводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно Указу Президента РФ № 1235 от 15.10.1992 года бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.

Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Согласно п. 2 Указа предусмотренные им льготы предоставляются за счет тех же источников, что и инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Аналогичное положение закреплено в п.8 ст.154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года, действовавшем на момент принятия истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, названным пунктом установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.

Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 20 от 07.07.1999 года «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» разъяснено, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента РФ от 15.10.1992 года № 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с принятием ФЗ «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответствующими статьями 14 и 15 Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы (п. 5 Разъяснения).

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, ставшие инвалидами, по статусу приравнены законодателем к инвалидам Великой Отечественной войны, следовательно, подлежат обеспечению жилыми помещениями наравне с лицами, отнесенными к категории инвалидов Великой Отечественной войны.

Согласно материалам дела истец пользуется мерами социальной поддержки, установленными для инвалидов Великой Отечественной войны, что не оспаривалось и представителем ответчика. При таких обстоятельствах является неправильным довод представителя ответчика о том, что законодатель не в полном объеме идентифицирует категорию лиц, отнесенных к бывшим несовершеннолетним узникам фашистских лагерей, при этом ставших инвалидами, с категорией инвалидов Великой Отечественной войны.

Необходимо отметить, что обеспечение инвалидов Великой Отечественной войны жильем за счет средств федерального бюджета является лишь одной из мер социальной поддержки, установленных ст. 14 Закона «О ветеранах» для названной категории лиц. Следовательно, признавая за истцом право на получение остальных мер социальной поддержки, как инвалида Великой Отечественной войны, ответчик необоснованно отрицает право Чурсина И.И. на обеспечение жильем.

Нельзя согласиться и с доводами ответчика о том, что действие Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 года № 30) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» распространяется только на участников боевых действий, а не на категории граждан, приравненных к ним.

Так, вышеназванным Указом Президента постановлено в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно п.п. 1 п.1 ст.2 Федерального Закона «О ветеранах», участники Великой Отечественной войны являются ветеранами Великой Отечественной войны.

Необходимо отметить, что Закон «О ветеранах» определяет меры социальной поддержки всех категорий лиц, приравненных к ветеранам, следовательно, по смыслу закона понятие «ветеран войны» является широким и включает в себя, в том числе, и понятие «инвалид войны».

Более того, ссылка в Указе на необходимость обеспечения жилыми помещениями нуждающихся в таком обеспечении семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, сама по себе свидетельствует об отождествлении Президентом категорий «инвалид войны» и «ветеран войны».

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что действие Указа Президента распространяется на ветеранов, то есть участников и инвалидов Великой Отечественной войны.

Суд считает справедливыми доводы истца о его праве на первоочередное получение жилого помещения, поскольку названным Указом Президента в редакции 2008 года устанавливался срок его исполнения до 01.05.2010 года, то есть данный срок был связан с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне, а выполнение Указа и обеспечение жильем перечисленных в нем категорий лиц является первоочередной задачей не только органов государственной власти, но и органов местного самоуправления, наделенных отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан.

Являются правильными и доводы истца о том, что невыполнение Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года нарушает права Чурсина И.И. по получение мер социальной поддержки, гарантированных ветеранам Великой Отечественной войны.

Согласно ст.14 Федерального закона «О ветеранах» инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, однократно обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, независимо от их имущественного положения.

По мнению суда, не могут быть приняты доводы представителя ответчика об отсутствии у Мэрии г.о. Тольятти полномочий по предоставлению жилых полномочий, поскольку они противоречат ст. 1 и 2 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», которыми мэрия г.о.Тольятти наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.

В соответствии с п. 8 ст. 37 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой, относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти.

При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением в целях надлежащего исполнения Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти, а предоставление истцу жилого помещения является единственным адекватным и соразмерным способом защиты его прав, гарантированных законодательством Российской Федерации.

Необходимо также отметить, что после предоставления истцу жилого помещения ответчик на основании ч. 1 ст. 2 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» будет вправе поставить вопрос о взыскании денежных средств, затраченных на улучшение жилищных условий Чурсина И.И., из соответствующего бюджета.

Вместе с тем суд считает необходимым частчно удовлетворить исковые требования о размере подлежащего предоставлению истцу жилого помещения, обязав ответчика предоставить Чурсину И.И. жилое помещение на состав семьи два человека (жена – Чурсина Л.И.) по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади, поскольку именно с таким составом семьи истец был принят на учет, а доказательств изменения семейного положения истца суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Мэрию г.о. Тольятти предоставить Чурсину И.И. жилое помещение на состав семьи два человека (жена – Чурсина Л.И.) по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади.

В остальных исковых требованиях отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16.06.2011 года.

Председательствующий: