об устранении нарушений правил пожарной безопасности



Р Е Ш Е Н И Е

именем РФ

07 июня 2011 года Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Панкратовой Т.В.

при секретаре Колесниковой Ю.С.

с участием прокурора Фаниной О.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к МОУ лицей №19 г. Тольятти, мэрии городского округа Тольятти об устранении нарушений требований правил пожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Центрального района г. Тольятти обратился в суд с иском к ответчикам об устранении нарушений требований правил пожарной безопасности.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Центрального района г. Тольятти Фанина О.М. исковые требования уточнила, суду пояснила, что Прокуратурой Центрального района г. Тольятти проверена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в МОУ лицей № 19 г. Тольятти, в зданиях расположенных по адресу: г. Тольятти, ул. К.Маркса, 59 (корпус № 1) и ул. Жилина, 32 (корпус № 2). В ходе проведенной проверки установлено, что в МОУ СОШ № 63 г. Тольятти были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, в связи с чем, ОГПН г.о. Тольятти было выдано предписание по устранению допущенных нарушений. Прокурорской проверкой установлено, что до настоящего времени не устранены следующие нарушения: корпус № 1 (ул. К.Маркса, 59): эвакуационная лестница № 1 выполнена с применением горючих материалов (ступени окрашены масляной краской) ( п. 53 ППБ 01-03); между маршами лестниц не предусмотрен зазор шириной в плане в свету не менее 75 мм (п. 8.9 СНиП 21-01-97*); корпус № 2 (ул. Жилина, 32): расстояние между перилами лестничного марша здания школы менее 75 мм (лестница № 1) (п. 8.9 СНиП 21-01-97*); расстояние между перилами лестничного марша здания школы менее 75 мм (лестница № 2) (п. 8.9 СНиП 21-01-97*); эвакуационные пути выполнены с применением горючих материалов (пол выполнен с применением линолеума коридор 2-го этажа) (п. 6.25 СНиП 21-01-97*); эвакуационные пути выполнены с применением горючих материалов (пол выполнен с применением линолеума коридор 3-го этажа) (п. 6.25 СНиП 21-01-97*); из технических этажей не предусмотрены аварийные выходы размером 0,6х0,8 м (чердак на лестничной клетке № 1) (п. 6.21 СНиП 21-01-97*); из технических этажей не предусмотрены аварийные выходы размером 0,6х0,8 м (чердак на лестничной клетке № 2) (п. 6.21 СНиП 21-01-97*). Здания относятся к категории объектов с низкой пожарной устойчивостью и массовым пребыванием людей, а допущенные нарушения создают угрозу возникновения пожара, жизни и здоровью людей. Просит обязать администрацию лицея за счет собственных средств провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по устранению указанных нарушений.

Представитель ответчика мэрии городского округа Тольятти Бобровская Е.С., действующая по доверенности, в судебном заседании не оспаривала факт наличия указанных нарушений, указав, что лицей является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, отвечает по своим обязательствам, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам несет собственник имущества. Департамент финансов мэрии г.о. Тольятти регулярно перечисляет лицею необходимые денежные средства из городского бюджета, в частности было перечислено 73 000 руб. на проведение независимой оценки рисков, кроме того, лицей имеет достаточные внебюджетные средства, которые вправе расходовать, в том числе и на устранение нарушений требований пожарной безопасности. Таким образом, мэрия должна нести субсидиарную ответственность только при недостаточности у лицея денежных средств.

Представитель ответчика МОУ лицей № 19 Мусихина Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании также не оспаривала факт наличия указанных нарушений, пояснив, что лицей является юридическим лицом, периодически получает из бюджета необходимые денежные средства и отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в их распоряжении денежных средств, кроме того, у лицей имеются внебюджетные денежные средства, которых достаточно для устранения выявленных нарушений. В настоящее время предпринимаются все меры для устранения допущенных нарушений, заключен договор на оказание услуг по независимой оценке пожарного риска.

Представитель третьего лица ОГПН городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский Чернов В.А., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив, что невыполнение требования по устранению выявленных нарушений создает угрозу возникновения пожара, жизни и здоровью людей.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.

Статьей 5 ФЗ «Об образовании» установлено, что государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

В соответствии со ст. 32 ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Статья 51 ФЗ «Об образовании» устанавливает, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Статьей 1 ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Судом установлено, что прокуратурой Центрального района г.Тольятти была проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в МОУ лицей № 19 г. Тольятти, расположенном по адресу: г. Тольятти, ул. К.Маркса, 59 (корпус № 1) и ул. Жилина, 32 (корпус № 2), в ходе которой установлено, что в лицее были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, в связи с чем, ОГПН г.о. Тольятти было выдано предписание по устранению допущенных нарушений, что подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Из пояснений представителя истца следует, что до настоящего времени не устранены следующие нарушения.

Корпус № 1 (ул. К.Маркса, 59): эвакуационная лестница № 1 выполнена с применением горючих материалов (ступени окрашены масляной краской) ( п. 53 ППБ 01-03); между маршами лестниц не предусмотрен зазор шириной в плане в свету не менее 75 мм (п. 8.9 СНиП 21-01-97*).

Корпус № 2 (ул. Жилина, 32): расстояние между перилами лестничного марша здания школы менее 75 мм (лестница № 1) (п. 8.9 СНиП 21-01-97*); расстояние между перилами лестничного марша здания школы менее 75 мм (лестница № 2) (п. 8.9 СНиП 21-01-97*); эвакуационные пути выполнены с применением горючих материалов (пол выполнен с применением линолеума коридор 2-го этажа) (п. 6.25 СНиП 21-01-97*); эвакуационные пути выполнены с применением горючих материалов (пол выполнен с применением линолеума коридор 3-го этажа) (п. 6.25 СНиП 21-01-97*); из технических этажей не предусмотрены аварийные выходы размером 0,6х0,8 м (чердак на лестничной клетке № 1) (п. 6.21 СНиП 21-01-97*); из технических этажей не предусмотрены аварийные выходы размером 0,6х0,8 м (чердак на лестничной клетке № 2) (п. 6.21 СНиП 21-01-97*).

Ответчиками не оспаривается наличие указанных нарушений, необходимость их устранений, а также то, что до настоящего времени указанные нарушения не устранены.

Таким образом, суд считает обоснованным требование истца об устранении вышеуказанных нарушений, поскольку это прямо предусмотрено правилами пожарной безопасности, а также СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

В соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества;

руководители федеральных органов исполнительной власти;

руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно Уставу МОУ лицей № 19 является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, баланс и самостоятельно отвечает по своим обязательствам в пределах имеющихся денежных средств, учредителем школы является муниципальное образование – городской округ Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти.

Представитель мэрии в судебном заседании не оспаривала тот факт, что мэрия несет субсидиарную с МОУ СОШ ответственность.

Вместе с тем, суд принимает во внимание доводы представителя мэрии о том, что мэрия несет ответственности только при недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении школы.

Суду представлены документы, подтверждающие перечисление МОУ лицей № 19 бюджетных средств, в частности денежной суммы в размере 73000 руб. для проведения работ по оценке пожарных рисков.

Кроме того, из пояснений представителей ответчиков следует, что лицей имеет и внебюджетные средства, которые администрация лицей вправе расходовать в т.ч. для устранения нарушений требований пожарной безопасности и которых достаточно для устранения выявленных нарушений.

Из пояснений представителя лицея следует, что денежные средства для устранения указанных нарушений имеются, работы будут проведены.

При таких обстоятельствах суд считает, что обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности должна быть возложена на МОУ лицей № 19 за счет собственных средств.

Учитывая изложенное, а также то, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности создают непосредственную угрозу гибели или вреда здоровью детей и сотрудников, находящихся в здании, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать администрацию МОУ лицей № 19 г. Тольятти устранить за счет собственных средств нарушения требований правил пожарной безопасности, а именно:

В здании МОУ лицей № 19, расположенном по адресу: г. Тольятти, ул. К.Маркса, 59 (корпус № 1):

- устранить нарушение п. 53 ППБ 01-03 «эвакуационная лестница № 1 выполнена с применением горючих материалов (ступени окрашены масляной краской)», путем удаления масляной краски;

- устранить нарушение п. 8.9 СНиП 21-01-97* «между маршами лестниц не предусмотрен зазор шириной в плане в свету не менее 75 мм», путем проведения независимой оценки рисков соответствующей аккредитованной организацией.

В здании МОУ лицей № 19, расположенном по адресу: г. Тольятти, ул. Жилина, 32 (корпус № 2):

- устранить нарушение п. 8.9 СНиП 21-01-97* «расстояние между перилами лестничного марша здания школы менее 75 мм (лестница № 1)», путем проведения независимой оценки рисков соответствующей аккредитованной организацией;

- устранить нарушение п. 8.9 СНиП 21-01-97* «расстояние между перилами лестничного марша здания школы менее 75 мм (лестница № 2)», путем проведения независимой оценки рисков соответствующей аккредитованной организацией;

- устранить нарушение п. 6.25 СНиП 21-01-97* «эвакуационные пути выполнены с применением горючих материалов (пол выполнен с применением линолеума коридор 2-го этажа)», путем выполнения негорючими материалами;

- устранить нарушение п. 6.25 СНиП 21-01-97* «эвакуационные пути выполнены с применением горючих материалов (пол выполнен с применением линолеума коридор 3-го этажа)», путем выполнения негорючими материалами;

- устранить нарушение п. 6.21 СНиП 21-01-97* «из технических этажей не предусмотрены аварийные выходы размером 0,6х0,8 м (чердак на лестничной клетке № 1)», путем проведения независимой оценки рисков соответствующей аккредитованной организацией;

- устранить нарушение п. 6.21 СНиП 21-01-97* «из технических этажей не предусмотрены аварийные выходы размером 0,6х0,8 м (чердак на лестничной клетке № 2)», путем проведения независимой оценки рисков соответствующей аккредитованной организацией.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.

Председательствующий: