о признании права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 июня 2011 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Бетиной Г.А.,

при секретаре Крюковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2291/11 по иску Никоновой Е.И. к Мэрии г.о.Тольятти о признании права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма,

установил:

Истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на необоснованность отказа в признании его нуждающимся в жилом помещении.

В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал и пояснил, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти -р/4 от 21.12.2010г. Никоновой Е.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку истица произвела отчуждение принадлежащего ей жилого помещения. Считает указанное распоряжение незаконным, поскольку истец произвела отчуждение не с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Истица как член семьи погибшего участника Великой Отечественной войны имеет право на обеспечение ее жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от ее имущественного положения.

Просит признать за Никоновой Е.И. право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязать ответчика принять на учет Никонову Е.И. в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Представитель Мэрии городского округа Тольятти, в судебном заседании иск не признал и пояснил, что истец намеренно ухудшила свои жилищные условия, продала принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, не приобрела другого жилья, передала денежные средства родственникам. После продажи дома зарегистрировалась у своей дочери, в трехкомнатной квартире, по адресу: <адрес>. Поскольку в указанной квартире было зарегистрировано два человека, площадь не позволяла истице встать на учет в качестве нуждающейся. Затем истица зарегистрировалась у другой дочери, в двухкомнатной квартире, по адресу: <адрес>, где было зарегистрировано шесть человек, и площадь на каждого, соответственно, ниже нормы. Таким образом, считает, что Никонова Е.И. намеренно ухудшила свои жилищные условия и ей правомерно отказано в постановке на учет. Просит в иске отказать.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что иск является не обоснованным и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, Указ не предполагает произвольное обеспечение жильем всех без исключения ветеранов Великой Отечественной войны, как на то ошибочно указывает представитель истца, а устанавливает обязательным условием предоставления жилья или выплаты субсидий нуждаемость этих категорий лиц в улучшении жилищных условий.

В силу ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилых помещений, а также являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п.1, п.п.2 п. 3 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки и определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Закона РФ «О ветеранах» гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п.6, п.11 ст. 23.2 Закона РФ «О ветеранах»).

В соответствии с п.п.4 п.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно положению ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007г. № 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Проанализировав приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что обеспечение жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны производится при условии нуждаемости в улучшении жилищных условий по законам субъектов РФ.

В Самарской области обеспечение жилыми помещениями инвалидов и участников Великой Отечественной войны осуществляется на основании Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».

Согласно указанному закону граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий при обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии со ст. 4 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» в Самарской области учетная норма площади жилого помещения для ветеранов Великой Отечественной войны не может быть ниже 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В судебном заседании истица установлено, что Никоновой Е.И., на праве собственности, принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, пр-<адрес>-ой Минский, <адрес>, жилой площадью 71,2 кв.м., общей площадью 180,3 кв.м., что подтверждается выпиской из поквартирной карточки.

Согласно договору купли-продажи, 28.09.2008г. указанное жилое помещение было продано за 2300000 руб., при этом земельный участок продан за 1000000 руб., расположенный на нем жилой дом за 1300000 руб.

После продажи дома истица вселилась в квартиру своей дочери ФИО4, по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из поквартирной карточки, из которой следует, что Никонова Е.И. была зарегистрирована в указанной квартире с 05.11.2008г. по 31.03.2009г.

Трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.03.2001г. Общая площадь квартиры – 89,30 кв.м., жилая – 46,50 кв.м.

Из выписки из поквартирной карточки от 25.05.2011г. следует, что с 15.04.2009г. Никонова Е.И. зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>.

Указанная квартира состоит из 2 комнат, общей площадью 42,7 кв.м., жилой – 31,4 кв.м.

Из предварительного договора купли-продажи от 26.09.2008г. следует, что ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 договорились о подготовке и заключении в последующем договора купли-продажи комнаты площадью 13,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

Из предварительного договора купли-продажи от 25.09.2008г. следует, что ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 договорились о подготовке и заключении в последующем договора купли-продажи квартиры по адресу: <адрес> за 1600000 руб.

В последующем указанные договоры были заключены и исполнены, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 на ? часть в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, за каждым.

Согласно выписке из поквартирной карточки от 25.05.2011 года, в настоящее время в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы 6 человек: ФИО6, ФИО9 (сестра), ФИО5 (мать), ФИО8 (брат), являющиеся собственниками указанного жилого помещения, Никонова Е.И. (бабушка) и ФИО10 (дочь).

Таким образом, на каждого члена семьи приходится 8,5 кв.м. общей площади жилого помещения, что менее 14 кв.м. установленной нормы.

Выпиской из распоряжения заместителя мэра г.о.Тольятти от 21.12.2010г. -р/4 Никоновой Е.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.2. ч.1 ст.54 ЖК РФ, не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок.

Отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.5.2.1 оспариваемого распоряжения) Никоновой Е.И. мэрия г.о.Тольятти осуществила в рамках предусмотренных законом полномочий. На основании представленных заявителем документов. Оценка намеренности действий ухудшающих жилищные условия, к полномочиям мэрии не относятся.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007г. № 258-О-О, действия, приведшие к ухудшению жилищных условий граждан, как препятствие для их признания нуждающимися в жилом помещении, требуют оценки фактических обстоятельств дела судом общей юрисдикции.

Полученные от продажи дома денежные средства не были потрачены истицей на приобретение какого-либо жилья в собственности, были переданы дочерям. При этом истица не оспаривает, что после продажи ее дома ФИО5, продав малосемейку, приобрели в собственность двухкомнатную квартиру, тем самым улучшили свои жилищные условия, однако право собственности на Никонову Е.И. оформлено не было.

Суд считает, что отчуждение жилого помещения, произведенное в целях получения денежных средств и без цели приобретения другого жилого помещения, является действием, направленным на намеренное ухудшение жилищных условий.

Доказательств в обоснование доводов о том, что истица была вынуждена выехать из трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, и переехать к другой дочери – ФИО7, в двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, из-за неприязненных отношений с ФИО4, суду не представлено.

Доводы истца о том, что дом был продан в связи с тем, что истец по состоянию здоровья нуждается в постоянном постороннем уходе, не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований. Истцом представлена справка о том, что она нуждается в постороннем уходе. Однако, поскольку дочери истицы проживают в том же городе, где отсутствуют перебои с транспортным сообщением, являются трудоспособными, они имели и имеют возможность осуществлять уход за Никоновой Е.И., и для этого не обязательно совместное проживание.

Истица не оспаривает, что вселялась к дочерям как член их семьи.

Доводы истица о том, что проданный дом находился в ветхом состоянии и не был пригоден для проживания, опровергаются материалами дела. Из договора купли-продажи от 28.09.2008г. следует, что цена жилого дома превышает стоимость земельного участка.

Из сообщения МП «Инвентаризатор» от 30.05.2011г. следует, что дом 1961 года постройки, процент износа составляет 35%.

Из технического паспорта видно, что дом жилой площадью 71,2 кв.м., общей площадью 180,3 кв.м., имеет 4 жилых комнаты, кухню, двое сеней, подвал. В доме имеется электричество, м/водяное отопление. Также имеются надворные постройки, баня.

Таким образом, продав жилое помещение, имеющее жилую площадь 71,2 кв.м., заселившись в жилое помещение жилой площадью 31,4 кв.м., истица ухудшила свои жилищные условия. При этом, Никонова Е.И. являлась единоличным собственником домостроения, а вселилась как член семьи в квартиру, где на тот момент проживало 4 человека, а на момент подачи заявления в мэрию г.о.Тольятти о постановке на учет проживало уже 5 человек, не считая истицы.

Суд считает, что истицей совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, поскольку после принятия Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», с 15.04.2009г. Никонова Е.И. зарегистрировалась в квартире по адресу: <адрес>, где площадь на каждого проживающего составляла по 8,5 кв.м., выехав из квартиры большей площади, где площадь на каждого проживающего составляла 17,8 кв.м. и истица не нуждалась в улучшении жилищных условий. Доказательств крайней необходимости такого переезда суду не представлено.

Доводы представителя истца о закреплении за участниками Великой Отечественной войны права на обеспечение жильем вне зависимости от имущественного положения, со ссылками на возможность расширительного толкования этой нормы применительно к тому, что у Никоновой Е.И. не имеется жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности, основаны на неправильном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемым распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от 21.12.2010г. № 13254-р/4 «О рассмотрении жилищных вопросов» правомерно отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, поэтому в удовлетворении исковых требований Никоновой Е.И. следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Никоновой Е.И. к Мэрии г.о.Тольятти о признании права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный райсуд г.о.Тольятти в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27.06.2011г.

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья