Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 06 июля 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Бетиной Г.А., при секретаре Крюковой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2886/11 по иску Матвеевой О.В. к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении трудовой пенсии, установил: Матвеева О.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении трудовой пенсии. В судебном заседании истица уточнила исковые требования, просила обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.Тольятти включить ей в специальный стаж работы: период работы в должности воспитателя в детском комбинате № с 24.08.1985г. по 18.05.1989г.; периоды с 19.05.1989г. по 22.08.1990г. и с 23.08.1990г. по 23.02.1992г. – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет; период с 24.02.1992г. по 15.04.1992г. – отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет; назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения, т.е. с 07.02.2011г. В судебном заседании истица уточненные исковые требования поддержала и пояснила, что 07.02.2011г. обратилась в УПФ в Центральном районе с заявлением о назначении трудовой пенсии и представила необходимые документы. 14.04.2011г. решением комиссии ГУ УПФ в Центральном районе и Ставропольском районе Самарской области в назначении пенсии отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 25 лет. Отказ произведен со ссылкой на Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., а также на Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утв. Постановлением СМ РСФСР № 463 от 06.09.1991 года, именуемые в дальнейшем Списки. При этом ответчик не засчитал в специальный стаж следующие периоды работы истца: 1) в должности воспитателя детского комбината № с 24.08.1985г. по 15.04.1992г., поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списками; 2) в соответствии с постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г. из специального стажа исключены периоды: с 19.05.1989г. по 22.08.1990г. (уход за ребенком до 1,5 лет – 19.05.1989г.р.); с 23.08.1990г. по 23.02.1992г. (уход за ребенком до 1,5 лет – 23.08.1990г.р.); с 24.02.1992г. по 15.04.1992г. (уход за ребенком до 3-х лет – 23.08.1990г.р.) в должности воспитателя в детском комбинате №. Истец считает, что, отказывая в назначении досрочной трудовой пенсии, ответчик не учел всех обстоятельств и прав истца и отказал в назначении досрочной трудовой пенсии незаконно. Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что истица обратилась в УПФР с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии, которая может быть назначена лицу, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Период с 24.08.1985г. по 15.04.1992г. в должности воспитателя детского комбината №, так как учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, согласно постановления Конституционного Суда 2-П от 29.01.2004г. и Постановления РФ № 781 от 29.10.2002г. Время нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 19.05.1989г. по 22.08.1990г., с 23.08.1990г. по 23.02.1992г., с 24.02.1992г. по 15.04.1992г. не засчитано в специальный стаж, поскольку предшествующий этим отпускам период работы не включен в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии и п.21 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996г. № 5 в данном случае не может быть применен. Специальный стаж Матвеевой О.В. по состоянию на дату обращения 07.02.2011г., согласно Спискам должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.01.2002г. № 781, Постановления Конституционного Суда 2-П от 29.01.2004г. составляет 18 лет 5 месяцев 16 дней. Таким образом, право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости у истицы не возникло. Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям: В соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г., досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. В соответствии с пп.3 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Утверждены Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г.) в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций. Судом установлено, что Матвеева О.В. в период с 24.08.1985г. по 15.04.1992г. работала в должности воспитателя детского комбината № ЭМЗ института ВНИИНЕРУД, что подтверждается копией трудовой книжки. Согласно записи № 1 в Трудовой книжке истица была принята 24.08.1985 года воспитателем в детский комбинат №, 15.04.1992г. уволена в порядке перевода, что также подтверждается справками ЗАО «Экспирементально-механический завод» №, № от 07.02.2011г. По мнению ответчика, данное учреждение не предусмотрено Списком учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. Суд не может согласиться с данным доводом, поскольку из письма Минтруда РФ от 27.11.1995г. следует, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях). В противном случае были бы нарушены принципы ст. 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующие равенство граждан перед законом. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.01.2004г. №2-П, а также в ряде его определений, ст.ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в указанных учреждениях. Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. В соответствии с п. 1 «Наименование должностей» и п.1.8. «Наименование учреждений» Списка, утв. Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., работа в должности воспитателя в детских садах всех наименований входит в специальный стаж работы для назначения досрочной пенсии. В соответствии с утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п.4 Правил – периоды выполнявшиеся до 1 сентября 2000г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). Пунктом 10 Правил, работа в должности воспитателя, засчитывается в стаж работы до 1 ноября 1999г. Таким образом, спорный период работы Матвеевой О.В. относятся к периоду до 1 января 2002г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий. Согласно справки № от 07.02.2011г. Матвеева О.В. действительно работала в ЭМЗ института ВНИИНЕРУД в должности воспитателя в детском комбинате №, с 24.08.1985г. (Приказ № от 24.08.1985г.) по 15.04.1992г. (Приказ №-к от 22.05.1992г.). Согласно справки № от 07.02.2011г. Матвеева О.В. действительно работала в ЭМЗ института ВНИИНЕРУД в должности воспитателя в я/с № с 16.04.1992г. (Приказ № от 22.05.1992г.) по 01.07.1993г. (Приказ № от 01.07.1993г.). Период работы в данном учреждении с 16.04.1992г. по 01.07.1993г. засчитан ответчиком в специальный стаж. При таких обстоятельствах, суд считает, что название указанных учреждений, в которых работала истица, не может служить основанием для отказа засчитать в стаж оспариваемый период, поскольку независимо от того, в каком учреждении осуществлялась педагогическая деятельность, наименование учреждения дает право на пенсию по выслуге лет. В противном случае была бы нарушена ст. 19 Конституции РФ, гарантирующая равенство граждан перед законом. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Следовательно, суд считает, что период работы Матвеевой О.В. с 24.08.1985г. по 18.05.1989г. в должности воспитателя детского комбината № подлежит включению в специальный стаж. В соответствии с п.21 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996г. № 5 «О порядке применения списков…» в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включаются период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992г., то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации». Поскольку предшествующий отпуску по уходу за ребенком период работы подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, время нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 19.05.1989г. по 22.08.1990г. (уход за ребенком до 1,5 лет – 19.05.1989г.р.); с 23.08.1990г. по 23.02.1992г. (уход за ребенком до 1,5 лет – 23.08.1990г.р.); с 24.02.1992г. по 15.04.1992г. (уход за ребенком до 3-х лет – 23.08.1990г.р.) также подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии. В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. К заявлению гражданина, обратившегося за назначением досрочной трудовой пенсии по старости должны быть приложены документы, подтверждающие требуемый стаж на соответствующих видах работ – 25 лет. Принимая во внимание включаемые судом вышеуказанные периоды работы Матвеевой О.В., требуемый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости истица имеет. Таким образом, требования о назначении досрочной трудовой пенсии с даты обращения, т.е. с 07.02.2011г. подлежат удовлетворению. Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд решил: Иск Матвеевой О.В. удовлетворить. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области включить в специальный стаж Матвеевой <данные изъяты> период работы с 24.08.1985г. по 18.05.1989г. в должности воспитателя детского комбината № время нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 19.05.1989г. по 22.08.1990г. (уход за ребенком до 1,5 лет – 19.05.1989г.р.); с 23.08.1990г. по 23.02.1992г. (уход за ребенком до 1,5 лет – 23.08.1990г.р.); с 24.02.1992г. по 15.04.1992г. (уход за ребенком до 3-х лет – 23.08.1990г.р.). Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области назначить Матвеевой О.В. досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения, т.е. с 07.02.2011г. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти. Мотивированное решение изготовлено 08.07.2011г. Председательствующий: подпись. КОПИЯ ВЕРНА. Судья