о постановке на учет на внеочередное получение жилья



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04 июля 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:

председательствующего Бетиной Г.А.,

при секретаре Крюковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2631/11 по иску Клочкова А.А. к Мэрии г.о. Тольятти о постановке на учет на внеочередное получение жилья,

установил:

Истец обратился в суд с указанным иском.

В судебном заседании истец иск поддержал и пояснил, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, является лицом, оставшимся без попечения родителей, в связи с чем, он имеет право на получение жилого помещения вне очереди. До заключения брака ДД.ММ.ГГГГ истец носил фамилию ФИО3, потом изменил ее на фамилию жены «Клочков». Его родители ФИО3 и ФИО4, были лишены родительских прав на основании решения Заволжского районного суда от 17.04.2001г. Истец проживал, обучался и находился на полном государственном обеспечении в «Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Причал надежды» <адрес>, затем направлен в «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» <адрес>, затем выбыл в Скугореевское ПУ , <адрес> для обучения. Закрепленного жилья не имеет, в очередь на получение жилья не вставал. В 2005г. истец переехал в г.Тольятти на постоянное место жительства, работает в ОАО «АвтоВАЗ», прописан в общежитии. О том, что он имеет право на получение жилья истец узнал только в 2011г., подал документы. Распоряжением заместителя мэра от 15.04.2011 года -р/4 истцу было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в связи с превышением им возраста 23 лет. Считает данный отказ незаконным. Просит обязать мэрию г.о.Тольятти принять его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

Представитель мэрии городского округа Тольятти ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что истец не стоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, распоряжением заместителя мэра от 15.04.2011 года -р/4 ему было отказано в постановке на учет в связи с превышением возраста 23 лет, установленного законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2004 году истец достиг совершеннолетнего возраста, 18 лет. В случае отсутствия закрепленного за несовершеннолетним ребенком, оставшимся без попечения родителей жилого помещения, он должен обратиться в орган местного самоуправления и встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. С 2004 года (дня совершеннолетия) до 2011 года (дня обращения в мэрию г.о.Тольятти) у истца была реальная возможность подать документы о предоставлении жилого помещения, однако Клочков А.А. своим правом на внеочередное получение жилого помещения в качестве лица, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, не воспользовался. В силу закона право истца на внеочередное получение жилья по договору социального найма как лица, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возврате прекратилось при достижении им 23 летнего возраста. Просит в удовлетворении иска отказать.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дано определение детей, оставшихся без попечения родителей (лица в возрасте до 18 лет) и лиц, оставшихся без попечения родителей (лица в возрасте от 18 до 23 лет).

Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии со п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 28 ЖК РСФСР и ст. 30 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий подлежат учету органами местного самоуправления, как правило, по месту жительства.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

Статья 57 ЖК РФ, предусматривающая внеочередное предоставление жилья детям-сиротам, регулирует порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениям, о чем свидетельствует название статьи.

Постановлением Правительства Самарской области от 29 октября 2008 года № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан.

В соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством и законодательством, действовавшим до достижения истцу возраста 23 лет, жилые помещения по договорам социального найма, в том числе детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Судом установлено, что Клочкову <данные изъяты>, родившемуся ДД.ММ.ГГГГ, на день обращения с заявлением для постановки на учет исполнилось полных 24 года.

Согласно распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 15.04.2011 года -р/4 ему было отказано в постановке на учет в связи с превышением возраста 23 лет, установленного законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доводы истца о том, что до достижения истцом 23-летнего возраста он не мог обратиться с заявлением о постановке на учет на получении жилого помещения в связи с тем, что до 2011 года не знал о существовании своего законного права, суд считает несостоятельными, поскольку в период с 2004 года (достижение совершеннолетнего возраста) до 2011 года (день обращения), истец неоднократно мог воспользоваться своим правом на постановку на учет на получение жилого помещения по договору социального найма, однако своим правом не воспользовался. Более того, незнание закона не является уважительной причиной и основанием для восстановления утраченных сроков, если в законе прямо установлены возрастные ограничения для обращения.

Суд не может принять во внимание доводы истца о том, что нормы законодательства, регулирующие постановку на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий не распространяются на истца, т.к. он нуждается не в улучшении жилищных условий, а в предоставлении жилого помещения, поскольку данные положения закона распространяются на лиц, имеющих жилые помещения ниже установленных норм и не имеющих никаких жилых помещений.

Суд не может принять во внимание доводы истца о том, что принять меры для постановки на учет истца должны были органы опеки, поскольку такая обязанность была у них до достижения истцу 18 лет, в последствии данное право мог реализовать сам истец, который данным правом не воспользовался.

В соответствии с действующим законодательством статус ребенка, оставшегося без попечения родителей или лица, оставшегося без попечения родителей устанавливается до достижения определенного возраста и утрачивается по достижении 23 лет. Даже, с учетом мнения истца о наличии у истца статуса лица оставшегося без попечения родителей в возрасте до 23 лет, данный статус им утрачен в силу возраста.

Суд не может принять во внимание доводы истца о том, что достижение 23 летнего возраста не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения вне очереди, поскольку достижение данного возраста не имело бы правового значения для внеочередного предоставления жилого помещения в отношении лица, подтвердившего в установленном порядке свой статус и поставленного на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку его права были бы реализованы только с предоставлением жилого помещения.

Право истца на внеочередное получение жилья по договору социального найма как лица, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, в соответствии с ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прекращено при достижении им 23 летнего возраста.

Таким образом, поскольку истец в установленном законодательством порядке не обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до достижения 23-летнего возраста, суд считает, что оснований для удовлетворения его требований о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в предоставлении ему во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма не имеется, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований Клочкова А.А. следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Клочкова <данные изъяты> к Мэрии городского округа Тольятти о признании права постановки на учет на внеочередное получение жилья, обязании предоставить жилое помещение – ОТКАЗАТЬ.

Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней со дня в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти.

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья