о предоставлении жилого помещения вне очереди



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июля 2010 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Черкуновой Л.В.

при секретаре Дураевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матросовой Т.А., действующей в интересах несовершеннолетнего Сорокина Д.К., к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Матросова Т.А. обратилась в суд с иском о предоставлении жилого помещения по договору социального найма на состав семьи два человека, в обоснование иска указала, что на основании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ ее семья в составе два человека (она и сын Сорокин Д.К.) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет. Несовершеннолетний Сорокин Д.К. инвалид детства, имеет заболевание, которое входит в п.3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года. Предоставление жилых помещений вне очереди, как разъясняют и рекомендуют нормы действующего жилищного законодательства, не предполагают включение гражданина в какую-либо очередь. Истица просит обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить ей на состав семьи два человека во внеочередном порядке жилое помещение с учетом требований жилищного законодательства.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что она с сыном принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Сорокин Д.К. является инвалидом детства, заболевание сына входит в перечень заболеваний, при котором невозможно проживание в одной квартире с другими людьми и дает право на внеочередное получение жилого помещения. В настоящее время ее семья проживает в общежитии, где кроме них проживают еще ее родители и брат. Нанимателем комнаты является ее отец.

Представитель ответчика Мэрии г.о. Тольятти Гладкова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что в соответствии с действующим жилищным законодательством порядок учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Пунктом 5 ч.2 ст.2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» от 24.10.2006 года № 115-ГД, на орган местного самоуправления возложена обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях граждан раздельно по каждой из категорий. Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11.07.2006 года № 87 –ГД определен порядок обеспечения жилыми помещениями, за счет средств областного бюджета, отдельных категорий граждан, в том числе и инвалидов. Согласно ст. 3 данного Закона учет нуждающихся в жилых помещениях ведется отдельно по каждой категории граждан, в том числе и по инвалидам. Таким образом, законом предусмотрено наличие очереди среди данной категории граждан. Представитель ответчика считает, что у истицы отсутствует основание для предоставления жилого помещения вне очереди, в иске просит отказать.

Выслушав пояснения сторон исследовав материалы дела, суд считает иск Матросовой Т.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29.12.2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан, в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Судом установлено, что Сорокин Д.К., ДД.ММ.ГГГГ, инвалид детства, имеет диагноз «<данные изъяты>», страдает хроническим психическим заболеванием, что подтверждается справками о решении врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ за . Данное заболевание входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за , что дает ему право на предоставление жилого помещения вне очереди. По имеющемуся заболеванию на основании Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ Сорокин Д.К. подпадает под действие ст.58 ЖК РФ – предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст.51 ЖК РФ.

Матросова Т.А. с составом семьи два человека состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из постановления мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ , извещением о постановке на учет нуждающихся.

Из выписки из поквартирной карточки видно, что семья истицы зарегистрирована по адресу: <адрес>, в собственности жилье не имеет, что подтверждается сообщениями из МП «Инвентаризатор», Управления Росреестра по Самарской области. Кроме семьи истца по указанному адресу значатся зарегистрированными ФИО5 (наниматель), ФИО6, ФИО7

Из копии свидетельства об установлении отцовства, копии свидетельства о рождении видно, что ФИО8 признан отцом ребенка ФИО9, родившегося ДД.ММ.ГГГГ у Матросовой Т.А. с присвоением ребенку фамилии Сорокин <данные изъяты>.

Представитель ответчика по существу не оспаривает право Сорокина Д.К. на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, однако считает, что органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан в пределах выделенных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов. Вместе с тем, выделенных субвенций из бюджета Самарской области недостаточно, в связи с чем осуществление данных государственных полномочий органами местного самоуправления г.о. Тольятти в полном объеме невозможно.

Суд не может согласиться с указанными доводами ответчика по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.

Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД (ред. от 02.02.2011) "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 28.06.2006)) обеспечение жилыми помещениями осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вставшие на учет до 1 января 2005 года.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области в порядке, устанавливаемом Правительством Самарской области в соответствии с федеральными законами, возлагающими обязанность по обеспечению жилыми помещениями соответствующих категорий граждан на субъекты Российской Федерации.

Суд не может согласиться с доводами мэрии г. Тольятти в той части, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с приведенными положениями Законов Самарской области, поскольку указанные законы не подменяют собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.

Доводы мэрии г.о. Тольятти о том, что орган местного самоуправления лишь ведет учет нуждающихся граждан и обеспечивает жильем малоимущих, в связи с чем истец должен быть обеспечен жильем за счет субвенций, выделенных из бюджета области, суд считает несостоятельными. Указанные доводы прямо противоречат ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в соответствии с которой Сорокин Д.К. вправе претендовать на жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, обязанность предоставления которого возложена на органы местного самоуправления.

Также суд не может согласиться с доводами представителя ответчика в той части, что жилое помещение должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории, поскольку они не имеют под собой правового обоснования.

Из этого следует, что отказ мэрии г.о. Тольятти в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч.2 ст.57 ЖК РФ право несовершеннолетнего Сорокина Д.К. на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди, закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет в качестве нуждающихся. Суд также не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что в случае предоставления жилого помещения будут нарушены права других внеочердников, поскольку право несовершеннолетнего Сорокина Д.К. не может быть поставлено в зависимость от реализации прав других лиц. Кроме того, иные лица, имеющие право на внеочередное получение жилья, также могут самостоятельно обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.

В соответствии с Положением о порядке управления объектами муниципальной собственности г. Тольятти, утвержденным Постановлением Тольяттинской городской думы № 538 от 18 октября 2006 г. (в ред. Решений Думы городского округа Тольятти от 19.09.2007 N 717, от 18.02.2009 N 1103) мэрия г.о. Тольятти осуществляет действия, связанные с управлением и распоряжением муниципальным имуществом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и Самарской области, Уставом городского округа Тольятти и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Данные положения закреплены в Уставе г. о. Тольятти (принят Постановлением Тольяттинской городской Думы от 30.05.2005 г. № 155 в редакции решений Думы городского округа Тольятти от 01.02.2006 N 352, от 30.11.2007 N 781, от 30.01.2008 N 816, от 17.09.2008 N 959).

Согласно пп.3 п.1 Статьи 7 Устава г.о. Тольятти владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа

Согласно положения п.1 статьи 35 Устава г.о. Тольятти мэрия городского округа (администрация городского округа) является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Самарской области.

В соответствии с положением ст.37 Устава г.о. Тольятти, согласно которой к компетенции мэрии относится: исполнение полномочий органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения городского округа в соответствии с федеральными законами, законами Самарской области, нормативными правовыми актами Думы и постановлениями и распоряжениями мэра (п.1. пп.1) и управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в соответствии с действующим законодательством и порядком, определенным Думой (п.1. пп.8).

При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению Матросовой Т.А., действующей в интересах несовершеннолетнего Сорокина Д.К., жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.14,192-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

Иск Матросовой <данные изъяты> удовлетворить.

Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Матросовой <данные изъяты>, действующей в интересах несовершеннолетнего Сорокина Д.К., на состав семьи два человека жилое помещение в г. Тольятти вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Центральный райсуд города Тольятти в течение десяти дней.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200