РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 июля 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе: председательствующего Сметаниной О.Н. при секретаре Васильевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора г. Тольятти, в интересах неопределенного круга лиц, к МОУ СОШ № 63 г.о. Тольятти, мэрии г.о. Тольятти о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе, установил: Прокурор г.Тольятти обратился в суд с иском, в котором просил обязать ответчиков устранить выявленные нарушения законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения материально-технического состояния школы в соответствие с действующим законодательством – оборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный тренажер). Представитель прокурора г. Тольятти Гладкова И.А., действующая по удостоверению, исковые требования поддержала. Суду пояснила, что прокуратурой г. Тольятти проведена проверка соблюдения МОУ СОШ № 63 г.о. Тольятти законодательства об образовании. В ходе проверки установлено, что в МОУ СОШ № 63 г.о. Тольятти отсутствует спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), что нарушает нормы ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Закона РФ «Об образовании». Вышеуказанные нарушения непосредственно посягают на права неограниченного круга лиц – обучающихся в данном образовательном учреждении лиц, а также желающих обучаться в данном учебном заведении переводом из других образовательных учреждений районов, их родителей. Учредителем школы является мэрия г.о. Тольятти. Без привлечения дополнительных средств МОУ СОШ № 63 г.о. Тольятти не имеет возможности устранить выявленные нарушения. В связи с этим просит возложить обязанность по выявленным нарушениям на МОУ СОШ № 63 г.о. Тольятти и мэрию г.о. Тольятти. Представитель ответчика МОУ СОШ № 63 г.о. Тольятти Постнова В.Л., действующая по доверенности, иск не признала. Суду пояснила, что спортивный городок с элементами полосы препятствий у образовательного учреждения имеется. Стрелковый тир или место для стрельбы (электронный тренажер) отсутствует, так как это связано с недостаточным финансированием со стороны учредителя образовательного учреждения – мэрии г.о. Тольятти. Представитель ответчика мэрии г.о. Тольятти Вадченко А.В., действующая по доверенности, иск не признала. Суду пояснила, что приобретение для муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе и для начальных школ – детских садов, прогимназий технических средств обучения федеральным законодательством отнесено к полномочиям государственной власти субъектов РФ. Кроме того, в соответствии с Приказом министра обороны РФ № 96, Минобрнауки № 134 от 24.02.2010 года обеспечение материально-технического оснащения образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области и их подготовки по основам военной службы возложена на руководителей образовательных учреждений. В удовлетворении иска просила отказать. Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования и науки Самарской области. Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из представленного отзыва видно, что с исковыми требованиями третье лицо согласно, поскольку МОУ СОШ № 63 является муниципальным образовательным учреждением. Закрепленное за МОУ СОШ № 63 на праве оперативного управления имущество является собственностью г.о. Тольятти. Требования прокурора г.Тольятти об обязании провести организационно-хозяйственные мероприятия об оборудовании спортивного городка с элементами полосы препятствий и стрелкового тира или места для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) связаны с содержанием здания и территории МОУ СОШ № 63, в которых необходимо оборудовать тир и спортивный городок, а не с образовательным процессом. В связи с этим финансирование данных мероприятий должно осуществляться органами местного самоуправления, в данном случае Мэрией г.о. Тольятти, а не органами государственной власти субъекты Российской Федерации. Непосредственно выполнение самих мероприятий по оборудованию тира и спортивного городка должна осуществлять МОУ СОШ № 63, на которую согласно Приказу министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010 возложена обязанность по материально-техническому оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны. Выслушав пояснения сторон, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению. В соответствии со ст.12 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 28.06.2011) "О воинской обязанности и военной службе», федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны. Согласно ст.13 этого же закона, до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. В соответствии со ст. 14 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы. В соответствии с Приказом министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан; оказывают содействие военному комиссариату в постановке граждан на воинский учет; участвуют в организации учебных сборов; взаимодействуют с военными комиссариатами и военными частями по вопросам организации и проведения учебных сборов. В соответствии с п. 13 приказа Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010 г. обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. Пунктом 14 вышеназванного приказа установлено, что в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковой тренажер). В силу статьи 51 Закона РФ «Об образовании» ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В силу ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии со ст.ст. 7, 37 Устава городского округа Тольятти, принятого постановлением Тольяттинской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ, к компетенции муниципального образования - городской округ Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти в сфере бюджетных отношений относится: разработка проекта бюджета городского округа, а также организация исполнения и исполнение бюджета городского округа на очередной финансовый год. Судом установлено, что прокуратурой Центрального района г.о. Тольятти во исполнение задания прокуратуры Самарской области проверено соблюдение муниципальным образовательным учреждением МОУ СОШ № 63 г.о. Тольятти законодательства об образовании. Проверкой установлено, что в МОУ СОШ № 63 г.о. Тольятти отсутствует спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), что нарушает нормы ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Закона РФ «Об образовании». Представитель истца считает, что устранение данных нарушений должно быть произведено за счет мэрии г.о. Тольятти и МОУ СОШ № 63 г.о. Тольятти. Между тем, из пояснений представителя ответчика МОУ СОШ № 63 г.о. Тольятти видно, что на территории школы имеется открытая спортивная площадка с элементами полосы препятствий. Данные обстоятельства подтверждаются фотографиями, обозревавшимися в судебном заседании, на которых изображена открытая спортивная площадка, на которой имеются препятствия в виде автомобильных шин, спортивный городок, беговая дорожка, рукоход большой, шведская стенка. Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО5 суду пояснила, что работает учителем физкультуры МОУ СОШ № 63 г.о. Тольятти. На территории школы имеется открытая спортивная площадка, на ней имеются элементы полосы препятствий – вкопанные шины, имеется площадка для метания гранат, установлены металлические конструкции. Таким образом, требования истца об обязании ответчиков оборудовать спортивный городок на территории школы удовлетворению не подлежат, так как обстоятельствами дела установлено, что на территории МОУ СОШ № 63 г.о. Тольятти имеется спортивный городок с элементами полосы препятствий, соответствующий требованиям п.14 приказа Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010 г. Согласно Уставу МОУ СОШ № 63 г.о. Тольятти г.о. Тольятти учредителем учреждения является мэрия г.о.Тольятти, МОУ СОШ № 63 г.о.Тольятти отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам школы несет собственник имущества. В соответствии со ст. 120 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения только при недостаточности указанных денежных средств. Субсидиарная ответственность предполагает в данном случае несение дополнительной обязанности мэрией г.о. Тольятти, в случае недостаточности денежных средств у образовательного учреждения. Представитель МОУ СОШ № 63 г.о. Тольятти суду пояснила, что самостоятельно устранить выявленные нарушения школа не может, так как собственные денежные средства у школы отсутствуют. В связи с этим, суд приходит к выводу о правомерности требований прокурора г.Тольятти о необходимости устранения выявленных в ходе проверки нарушений и оборудованию стрелкового тира или места для стрельбы (электронного тренажера) за счет МОУ СОШ № 63 г.о. Тольятти и мэрии г.о.Тольятти. Доводы представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что приобретение для муниципальных образовательных учреждений технических средств обучения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ судом не могут быть приняты во внимание, так как согласно п.6.1 ст. ст. 29, Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 01.07.2011) "Об образовании" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся: обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 15.1 и части 2 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами. При этом такое участие должно осуществляться только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ). Положения части 4 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" предоставляют возможность органам местного самоуправления устанавливать нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 данного Закона). Руководствуясь ст.ст.12,45, 192-198 ГПК РФ, суд, Решил: Иск прокурора г. Тольятти удовлетворить частично. Обязать МОУ СОШ № 63 г.о. Тольятти и мэрию г.о. Тольятти устранить нарушения требований законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения материально-технического состояния школы в соответствии с действующим законодательством – оборудовать стрелковый тир или место для стрельбы (электронный тренажер). В удовлетворении требований об обязнии оборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий – отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение 10 дней. Решение в окончательной форме изготовлено ____________________________________ Председательствующий Сметанина О.Н.