О признании незаконным бездействия ОМС



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

18 июля 2011 года Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области, в составе:

председательствующего Сметаниной О.Н.

при секретаре Васильевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Мамаладзе М.И. о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

Заявитель обратилась в суд с жалобой, в которой просила восстановить ей срок для обращения в суд за защитой нарушенного права и признать незаконным бездействие мэрии г.о. Тольятти, выразившееся в непостановке в 2006 году на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и обязать мэрию г.о. Тольятти поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В судебном заседании представители заявителя Орлова Е.В., Калачева И.Н., действующие на основании доверенностей, требования изложенные в жалобе поддержали. Суду пояснили, что заявительница относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилье. Бездействие мэрии г.о. Тольятти заключается в том, что заявительница не была включена в списки нуждающихся в жилом помещении, тогда как в 2005 году ее попечитель Калачева И.Н. обращалась в мэрию с вопросом о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако по достижении заявительницей совершеннолетия дело было сдано в архив. О том, что кроме попечителя и заявительницы постановку на учет должен осуществлять уполномоченный на то орган, заявительница узнала в 2001 году. Представители заявительницы просят восстановить срок для обращения в суд, пропущенный в связи с незнанием порядка постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признать бездействия мэрии г.о. Тольятти незаконными в части непостановки на учет, и обязать мэрию г.о. Тольятти поставить Мамаладзе М.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Представитель Мэрии городского округа Тольятти Гладкова Е.В., действующая по доверенности, жалобу не признала. Суду пояснила, что доказательств, подтверждающих уважительность пропуска заявительницей срока для обращения в суд за восстановлением нарушенного права, не представлено. Заявитель обратилась в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в декабре 2010 года. На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимают лиц из категории детей - сирот и оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет. На момент обращения ей исполнилось 24 года, таким образом Мамаладзе М.И. было правомерно отказано в постановке на учет. Просила в удовлетворении жалобы отказать.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Судом установлено, что на основании распоряжения /р от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Мамаладзе М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлено попечительство, попечителем назначена Калачева И.Н.

ДД.ММ.ГГГГ Мамаладзе М.И. обратилась в мэрию городского округа Тольятти с заявлением о принятии ее как сироты на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставила все необходимые документы. В постановке на учет ей было отказано в связи с тем, что она утратила право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как на момент подачи заявления ей исполнилось 24 года.

Представители заявителя считают, что заявительнице незаконно отказали в постановке на учет, поскольку в 2005 году попечитель заявительницы обращалась в мэрию с вопросом о постановке Мамаладзе М.И. на учет, было заведено личное дело, которое впоследствии было сдано в архив органа опеки и попечительства, где оно находится установить невозможно. Бездействие мэрии г.о. Тольятти выразилось в том, что заявителю не было разъяснено ее право обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в жилищный отдел мэрии г.о. Тольятти.

Судом данные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку из ответа Отдела реализации опеки и попечительства на территории Автозаводского района от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Мамаладзе М.И. состояла на учет в органе опеки попечительства с 2003 года по 2004 год, ДД.ММ.ГГГГ Мамаладзе М.И. была снята с учета в связи с достижением совершеннолетия, личное дело сдано в архив отдела опеки. Таким образом, личное дело в отношении Мамаладзе М.И. было заведено в связи с установлением над ней попечительства.

В соответствии со ст.1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Согласно п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Вышеизложенное позволяет суду сделать вывод о том, что заявление о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, т.е. на внеочередное предоставление жилого помещения может быть подано не только опекунами (попечителями) несовершеннолетних, но и самими лицами, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижению ими совершеннолетия и до 23 лет.

Согласно Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 421 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма (социальных выплат) осуществляется уполномоченным органом по месту жительства по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, для постановки на учет подают в уполномоченный орган личное заявление о предоставлении жилых помещений (социальной выплаты), подписанное заявителем.

Законом установлена обязанность ОМС принять Мамаладзе М.И. на учет как ребенка, оставшегося без попечения родителей. Данная обязанность органом опеки и попечительства была исполнена, и это не оспаривается. Закон действительно предоставляет определенный перечень льгот для данной категории населения (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), однако не возлагает на органы местного самоуправления (в том числе органы опеки) обязанности по выбору требуемой каждому лицу льготы. Право на выбор необходимой для соцзащиты льготы (или группы льгот) предоставляется попечителю (до совершеннолетия опекаемого ребенка) или самому гражданину по достижению им 18 - летия и до 23 лет (т.е. в течение 5 лет).

Таким образом, ФИО5 имела право на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении путем подачи личного заявления в жилищный отдел мэрии г.о. Тольятти в период от 18 до 23 лет. Однако данное право ею реализовано не было, поэтому на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях она не была поставлена. Законодатель не обязывает ОМС выявлять лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и ставить их на учет. В связи с этим требования заявительницы о признании незаконным бездействия мэрии г.о. Тольятти по невключению ее в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворению не подлежат.

Требования заявительницы о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд за защитой нарушенного права удовлетворению не подлежат, так как согласно п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Из пояснений представителей заявителя видно, что о нарушении своего права заявитель узнала 21.12.2010 года, после вынесения распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -р/4 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Следовательно, течение срока для обжалования бездействий мэрии г.о. Тольятти началось с 22.12.2010 года с окончанием срока 21.03.2011 года. С жалобой заявительница обратилась в суд 30.06.20011 года. Доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока для подачи жалобы, не представлено. Поэтому оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

В удовлетворении жалобы Мамаладзе М.И. о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления– отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ____________________________

Председательствующий Сметанина О.Н.