Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 июля 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе: председательствующего Сметаниной О.Н. при секретаре Васильевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Центрального района г. Тольятти, в интересах неопределенного круга лиц, к мэрии г.о. Тольятти, МДОУ детский сад № 25 г.о. Тольятти об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, у с т а н о в и л : Прокурор Центрального района г.Тольятти обратился в суд с иском, в котором просил обязать ответчиков устранить выявленные нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в МДОУ детский сад № 25 г.о. Тольятти, а именно: проложить провода и кабели соединительных линий СОУЭ в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючего материала, установить лестницы 3-го типа на расстоянии более 1 метра от оконных проемов, устранить нарушение: «Ширина прохода на пути эвакуации в свету менее 1,2 м. (по факту 0,62м)» путем проведения независимой оценки рисков специализированной организацией, аккредитованной МЧС РФ, установить 3 пожарных шкафа, соответствующих требованиям ГОСТ Р 51844-2009, обеспечить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны путем заключения договора с предприятием связи о выделении отдельной телефонной линии. Впоследствии истцом были уточнены исковые требования, он просил обязать ответчиков устранить выявленные нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в МДОУ детский сад № 25 г.о. Тольятти, а именно: проложить провода и кабели соединительных линий СОУЭ в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючего материала, установить лестницы 3-го типа на расстоянии более 1 метра от оконных проемов, путем проведения независимой оценки рисков, устранить нарушение: «Ширина прохода на пути эвакуации в свету менее 1,2 м. (по факту 0,62м)» путем проведения независимой оценки рисков специализированной организацией, аккредитованной МЧС РФ, установить 3 пожарных шкафа, соответствующих требованиям ГОСТ Р 51844-2009, обеспечить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны путем заключения договора с телефонной компанией, расположенной на ближайшей территории. В ходе судебного разбирательства представитель прокурора Центрального р-на г. Тольятти – Шипулина И.И., действующая на основании удостоверения, от исковых требований в части обязания ответчиков устранить нарушения: установить лестницы 3-го типа на расстоянии более 1 метра от оконных проемов, путем проведения независимой оценки рисков, устранить нарушение: «Ширина прохода на пути эвакуации в свету менее 1,2 м. (по факту 0,62м)» путем проведения независимой оценки рисков специализированной организацией, аккредитованной МЧС РФ, установить 3 пожарных шкафа, соответствующих требованиям ГОСТ Р 51844-2009, обеспечить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны путем заключения договора с телефонной компанией, расположенной на ближайшей территории отказалась. Отказ от иска в этой части принят судом, о чем вынесено определение. Представитель прокурора Центрального района г. Тольятти исковые требования уточнила, просила обязать ответчика устранить нарушение требований пожарной безопасности, а именно: проложить провода и кабели соединительных линий СОУЭ в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючих материалов путем прокладывания проводов и кабелей соединительных линий СОУЭ в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючего материала, подписать акт приема - передачи выполненных работ. Суду пояснила, что прокуратурой Центрального р-на г. Тольятти в рамках осуществления надзора за соблюдением требований Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в МДОУ детский сад № 25 г.о. Тольятти, в целях создания безопасных условий воспитания, обучения, ухода, присмотра, оздоровления учащихся и работающего персонала, в ходе которой выяснилось, что в МДОУ детский сад № 25 г.о. Тольятти 07.04.2011 г. сотрудниками отдела надзорной деятельности г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский ГУ МЧС России по Самарской области проведена проверка исполнения образовательным учреждением предписания ОГПН № 45/1/1 от 10.09.2010 г. со сроком исполнения до 01.08.2011 г., которым предложено к исполнению 7 пунктов. По результатам проверки установлено, что по состоянию на 07.04.2011 г. выполнено 2 пункта предписания; остальные 5 пунктов не выполнены. В настоящее время невыполненным остается 1 пункт предписания. Самостоятельно МДОУ детский сад № 25 г.о. Тольятти не может устранить указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а финансирование мэрией г.о. Тольятти на устранение нарушений пожарной безопасности осуществляется не надлежащим образом. Просила обязать ответчиков устранить выявленные нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности и подписать акт приема-передачи выполненных работ. Представитель мэрии г.о. Тольятти – Каштанова И.В., действующая на основании доверенности, иск не признала. Суду пояснила, что факт нарушений не отрицает, но часть нарушений устранена, для устранения оставшейся части нарушений, указанных в Предписании № 1045/1/1 от 10.09.2010 года, ОГПН г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский установлен срок для устранения нарушения до 01.08.2011 года. Представители ответчика МДОУ детский сад № 25 г.о. Тольятти Медведева Е.И., Баранова О.Г., действующие по доверенностям, иск не признали. Суду пояснили, что нарушение, указанные в Предписании 1045/1/1 от 10.09.2010 года, а именно: проложить провода и кабели соединительных линий СОУЭ в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючего материала устраняются, так как детским садом заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ и Дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении электромонтажных работ, составлен локальный сметный расчет. Договором срок выполнения работ установлен до ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день будет составлен и подписан акт приемки выполненных работ. Остальные нарушения, указанные в Предписании № 1045/1/1 от 10.09.2010 года, устранены. Представитель третьего лица Голубев В.Ю., действующий по доверенности, с иском согласился. Суду пояснил, что указанные в Предписании нарушения требований пожарной безопасности подлежат устранению в установленные сроки. Выслушав пояснения сторон, показания свидетеля ФИО7, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению. Согласно ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 01.07.2011) "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 01.07.2011) "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 01.07.2011) "Об образовании") образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии со ст. 38 ФЗ РФ № 69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, и лица, которые в установленном порядке назначены ответственными за обеспечение пожарной безопасности, полномочие органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. Статья 19 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» регламентирует полномочие органов местного самоуправления в области пожарной безопасности как обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со статьей 3 указанного Федерального Закона, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со ст. 14 Закона Самарской области «О пожарной безопасности» предусматривает, что организация и осуществление мер пожарной безопасности является составной частью деятельности организаций, должностных лиц. В силу ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В соответствии с п. 10 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре. Вопрос обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к вопросам местного значения, что закреплено и в п. 10 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Тольятти. Судом установлено, что прокуратурой Центрального района города Тольятти была проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в МДОУ детский сад № 25 г.о. Тольятти. В результате проведенной проверки было установлено, что в МДОУ детский сад № 25 г.о. Тольятти 07.04.2011 года были выявлено неисполнение Предписания № 1045/1/1 от 10.09.2010 года ОГПН г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский. В настоящее время неисполненным остается 1 пункт предписания: - провода и кабели соединительных линий СОУЭ положены не в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючего материалов. П. 3.9, НПБ 104-03. Остальные пункты предписания МДОУ детский сад № 25 г.о. Тольятти выполнены. Представители МДОУ детский сад № 25 г.о. Тольятти поясняли, что в настоящее время часть выявленных нарушений ими устранена, для устранения оставшейся части нарушений мэрией г.о. Тольятти выделены денежные средства, заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ и Дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении электромонтажных работ, составлен локальный ресурсный сметный расчет № РС-278, работы по договору выполнены. Данные обстоятельства подтверждаются договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между МДОУ детский сад № 25 г.о. Тольятти и ООО «САТОЛ», дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ. Предметом договора является выполнение электромонтажных работ по адресу: <адрес>, в соответствии с п.2.12 приложения № 2 долгосрочной целевой программы «Дети городского округа Тольятти» на 2010-2020 гг. Срок окончания работ по договору до ДД.ММ.ГГГГ. Выполнение работ оформляется актом приемки - сдачи выполненных работ (п.4.1 договора). Свидетель ФИО7 пояснила суду, что ее проводился расчет пожарного риска объекта МДОУ детский сад № 25 г.о. Тольятти. При выполнении рекомендаций, изложенных в отчете, здание будет иметь допустимую степень риска. Согласно Локальному ресурсному сметному расчету № РС-278 сметная стоимость работ составляет 35000 рублей, источником финансирования работ являются бюджетные средства г.о. Тольятти (п.2 Дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ). Вышеизложенное опровергает доводы истца о бездействии мэрии г.о. Тольятти в части содержания здания образовательного учреждения. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», а также принимая во внимание, что сложившееся положение создает опасные условия для жизни и здоровья, находящихся в МДОУ детский сад № 25 г.о. Тольятти несовершеннолетних воспитанников, работников и иных лиц, которым не созданы надлежащие условия, соответствующие пожарной безопасности, гарантирующие охрану здоровья и безопасности, суд считает, что заявленные прокурором требования являются по сути обоснованными и нашедшими свое подтверждение. Согласно Уставу МДОУ детский сад № 25 г.о. Тольятти, учредителем учреждения является мэрия г.о. Тольятти, образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. В соответствии с п. 3.5. Устава, источником формирования финансовых ресурсов, являются средства, выделяемые целевым назначением из бюджета г.о. Тольятти согласно утвержденной учредителем смете доходов и расходов, имущество, переданное Учреждению его собственником или уполномоченным им органом, а также доходы от выполнения работ, услуг, реализации продукции при осуществлении деятельности, добровольные взносы, иные источники. Следовательно, Мэрия г.о. Тольятти и МДОУ детский сад № 25 г.о. Тольятти в силу требований законодательства ответственны за нарушение требований пожарной безопасности и на них возлагается обязанность по их устранению, как на собственника имущества, который несет бремя его содержания, так и на лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться этим имуществом. Кроме того, п. 1.3, 1.4, 1,6, 1.9 Устава указывают, что МДОУ детский сад № 25 г.о. Тольятти является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета для учета операций со средствами бюджета городского округа и средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности, школа отвечает по своим обязательствам, находящимся в ее распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам школы несет собственник имущества. В соответствии со ст. 120 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения только при недостаточности указанных денежных средств. Субсидиарная ответственность предполагает в данном случае обязанность финансирования необходимых мероприятий несение дополнительной обязанности мэрией г.о. Тольятти в случае недостаточности денежных средств у образовательного учреждения. В связи с этим суд приходит к выводу о том, что обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности должна быть возложена на МДОУ детский сад № 25 г.о. Тольятти за счет собственных средств учреждения, а в случае недостаточности у образовательного учреждения собственных средств обязанность по выделению денежных средств на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти. В соответствии со ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Суд считает необходимым установить срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в Предписании ОГПН г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский выдано предписание № 1045/1/1 от 10.09.2010 года, до 01 августа 2011 года. В соответствии с п.9. ч.1 ст.333.36 НК РФ истец был освобожден от уплаты госпошлины. В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. С учетом положений приведенных норм закона, суд считает необходимым взыскать с МДОУ детский сад № 25 г.о. Тольятти и мэрии г.о.Тольятти в доход государства госпошлину в размере 2000 рублей с каждого. Руководствуясь ст.ст.12,45, 192-198 ГПК РФ, суд, р е ш и л : Иск прокурора Центрального района г. Тольятти удовлетворить. Обязать МДОУ детский сад № 25 г.о. Тольятти в срок до 01 августа 2011 года за счет собственных средств устранить нарушения требований пожарной безопасности в МДОУ детский сад № 25 г.о. Тольятти по адресу: <адрес>, а именно: проложить провода и кабели соединительных линий СОУЭ в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючих материалов, путем прокладывания проводов и кабелей соединительных линий СОУЭ в строительных конструкциях коробах или каналах из негорючих материалов. Обязать МДОУ детский сад № 25 г.о. Тольятти подписать акт приема-передачи выполненных работ по устранению нарушений о проложении проводов и кабелей соединительных линий СОУЭ в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючих материалов. В случае недостаточности собственных средств у МДОУ детский сад № 25 г.о. Тольятти обязать мэрию г.о. Тольятти выделить денежные средства на устранение вышеуказанных нарушений. Взыскать с мэрии г.о. Тольятти, МДОУ детский сад № 25 г.о. Тольятти госпошлину в доход местного бюджета по 2000 рублей с каждого. Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение десяти дней. Решение в окончательной форме изготовлено _____________________________________ Председательствующий Сметанина О.Н.