о восстановлении в списке участников подпрограммы



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

12 июля 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:

председательствующего судьи Бетиной Г.А.,

при секретаре Крюковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2649/2011 по иску Иванкова В.Е., Иванковой Е.А. к мэрии г.о.Тольятти о восстановлении в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г.,

у с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с указанным иском, в котором просили восстановить их в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г. В обоснование заявления указали, что на основании распоряжения мэра г.о.Тольятти /П от 13.04.2007 года семья истцов признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2008 году, поскольку ими были выполнены все условия, предусмотренные ст.5 постановления Правительства РФ от 13.05.2006 года № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 г.г. Однако на основании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 14.12.2009 года -р/4 «Об исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010г.г.» Иванков В.Е., с составом семьи 3 человека, был исключен из числа участников подпрограммы в связи с намеренным ухудшением жилищных условий в 2008г. Истцы считают исключение из программы необоснованным, поскольку на момент включения их семьи в списки на получение социальной выплаты (2008 г.) возраст каждого из супругов не достигал 35 лет, а в соответствии с п.5 Постановления участницей подпрограммы может быть молодая семья возраст каждого из супругов на момент продажи Иванковым В.Е. принадлежащей ему на праве общей долевой собственности 1/3 доли на квартиру по адресу: <адрес>, его семья составом 3 человека уже была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить субсидию на приобретение жилья в 2008г. Истцы считают, что необходимости в намеренном ухудшении жилищных условий не было.

В судебном заседании истцы, требования уточнили, суду пояснили, что Иванков В.Е. являлся собственником доли жилого помещения и был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Именно по этому основанию 13.04.2007г. его семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить субсидию на приобретение жилья в 2008г. Считают, что отчуждение 1/3 доли Иванкова В.Е. не является основанием для исключения их семьи из списков.

Просили обязать ответчика восстановить семью Иванковых в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г. и в списке молодых семей, изъявивших желание получить субсидию на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение ФИО2» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г.г., соответствии с ранее составленными списками семей.

Представитель ответчика мэрии г.о.Тольятти ФИО5, действующая на основании доверенности, требования не признала, суду пояснила, что одним из условий признания молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. является то, что на момент подписания заявления о включении в состав участников подпрограммы (31.10.2006г.), Иванков В.Е. являлся собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности в квартире общей площадью 64, 5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Других жилых помещений в собственности семьи Иванкова В.Е., согласно представленным к заявлению документам, не имелось. Таким образом, семья Иванковых, на момент подачи заявления, соответствовала требованиям установленным для граждан желающих стать участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.01.2008г., в собственность Иванковой Е.А., оформлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 33,1 кв.м. Об изменившемся имущественном положении семьи истцы своевременно орган местного самоуправления не уведомили. В связи с чем, только в 2009г. управлению по жилищным вопросам мэрии г.о.Тольятти стало известно, об указанных обстоятельствах. Таким образом, семья Иванковых утратила основания, дающие им право состоять в списках участников подпрограммы (ст.56 ЖК РФ) и была исключена из числа участников подпрограммы.

Кроме того, на момент признания семьи Иванковых нуждающимися в улучшении жилищных условий, в собственности семьи истцов имелось только одно жилое помещение: 1/3 доля в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 64,5 кв.м. Учитывая, что 26.01.2008г. в собственность Иванковой Е.А. приобретена квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 33,1 кв.м., то при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения необходимо исходить из суммарной общей площади всех имеющихся в собственности семьи жилых помещений (33,1 кв.м. + 21,5 кв.м.) : 3 = 18,2 кв.м., из чего следует, что семья истцов перестала быть нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, то есть утратила основания состоять в списках граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, что в соответствии со ст.56 ЖК РФ, является основание для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако, с целью состоять в списках нуждающихся, Иванков В.Е. продал своему отцу 1/3 долю в квартире по адресу: <адрес>. Полагает, что отчуждение Иванковым В.Е. 1/3 доли квартиры в пользу своего отца, является намеренным ухудшением жилищных условий, в связи с чем, Иванков В.Е., с составом семьи 3 человека, был исключен из числа участников подпрограммы, просит в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявление Иванковых необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с пунктом 6 ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002 - 2010 ГОДЫ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Судом установлено, что на основании распоряжения мэра г.о.Тольятти /П от 13.04.2007 года семья истцов признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2008 году.

На основании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 14.12.2009 года -р/4 «Об исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010г.г.» Иванков В.Е., с составом семьи 3 человека, был исключен из числа участников подпрограммы в связи с намеренным ухудшением жилищных условий в 2008г.

Из пояснений представителя мэрии г.о.Тольятти следует, что решение о включении или исключении из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. принимается в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.

В силу п.п. 21, 22 Правил, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.

Представитель мэрии г.о. Тольятти суду пояснила, что в соответствии с п.21 Правил, мэрии г.о.Тольятти делегировано право только на формирование списков молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату и представление их в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для последующего принятия решения органом исполнительной власти субъекта РФ о включении молодых семей в список претендентов на получение социальной выплаты. Орган местного самоуправления муниципального образования формирует списки до 1 сентября года, предшествующего планируемому году социальных выплат.

Согласно п.26 Правил список претендентов (получателей свидетельств о праве на получение социальной выплаты) утверждается Правительством Самарской области ежегодно при финансировании подпрограммы из областного бюджета.

В 2010г. список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты утвержден Правительством Самарской области в количестве 29 семей городского округа Тольятти.

В силу п.23 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

Заявка и сводный список предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы - Министерству регионального развития РФ, который с учетом средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявок и сводных списков определяет для каждого субъекта РФ предварительные контрольные цифры в отношении бюджетных средств и доводит их в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, до органов исполнительной власти соответствующих субъектов. Орган исполнительной власти субъекта РФ утверждает списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр (п.25, 26 Правил).

В соответствии с условиями программы из числа семей, не вошедших в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году в порядке, предусмотренном приказом министра экономического развития инвестиций и торговли Самарской области от 10.08.2009 года № 86, министерство формирует и утверждает список молодых семей-участников программы, претендующих на получение социальной выплаты в планируемом году, в данном случае в 2011 году, в случае высвобождения по каким-либо основаниям средств, выделенных на реализацию областной программы.

Кроме того, из нормативных актов, регулирующих данные правоотношения, явствует, что право на получение социальной выплаты получают семьи, включенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты. Семья истца не была включена в список семей-участников ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г.

Статус нуждающейся в улучшении жилищных условий и включение в список молодых семей, не предусматривает автоматическое включение в список претендентов, поскольку статус приобретается в результате подачи соответствующих сведений в орган местного самоуправления, а формирование списков претендентов осуществляется Органом исполнительной власти субъекта РФ.

Нормативными актами, касающимися реализации ФЦП «Жилище» 2002-2010г.г., не предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ включать всех участников в списки претендентов. Таким образом, суд считает, что у истца возникло право лишь на улучшение жилищных условий, это право реализовано путем постановки семьи Иванковых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Одним из условий признания молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. является то обстоятельство, что на момент подписания заявления о включении в состав участников подпрограммы (31.10.2006г.), Иванков В.Е. являлся собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности в квартире общей площадью 64, 5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Других жилых помещений в собственности семьи Иванкова В.Е., согласно представленным к заявлению документам, не имелось. Таким образом, семья Иванковых, на момент подачи заявления, соответствовала требованиям установленным для граждан желающих стать участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг.

Из договора купли-продажи от 05.03.2008г. следует, что Иванков В.Е. продал 1/3 долю в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, ФИО6 за 900000 руб.

Из копии паспорта Иванкова В.Е. и Иванковой Е.А. следует, что истцы зарегистрированы по адресу: <адрес>, с регистрационного учета по указанному адресу не сняты.

Иванкова Е.А. имеет в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 33,1 кв.м., на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 31.08.2007г., договора от 07.06.2004г., дополнительного соглашения от 22.05.2007г., акта приема-передачи от 26.11.2007г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.01.2008г.

Из выписки из поквартирной карточки от 17.06.2008г. следует, что Иванкова Е.А. (собственник), Иванков В.Е. (муж), ФИО4 (сын), зарегистрированы по адресу: <адрес>, с 12.02.2008г.

Об изменившемся имущественном положении семьи истцы своевременно орган местного самоуправления не уведомили. В связи с чем, управлению по жилищным вопросам мэрии г.о.Тольятти стало известно о том, что 26.01.2008г. за Иванковой Е.А. зарегистрировано право собственности на жилое помещение по адресу <адрес>, а также о том, что 05.03.2008г. Иванков В.Е., продал своему отцу по договору купли-продажи 1/3 долю в квартире по адресу: <адрес>, только в 2009г.

Таким образом, семья Иванковых утратила основания, дающие им право состоять в списках участников подпрограммы (ст.56 ЖК РФ) и была обоснованно исключена из числа участников подпрограммы распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 14.12.2009 года -р/4.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Исключение из числа участников подпрограммы семьи Иванковых мэрия г.о.Тольятти осуществила в рамках предусмотренных законом полномочий, на основании имеющихся в учетном деле документов. В соответствии со ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Доводы истцов о том, что на момент продажи Иванковым В.Е. принадлежащей ему на праве собственности 1/3 доли в права общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, семья в составе трех человек уже была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей изъявивших желание получить субсидию на приобретение жилья в 2008г., поэтому отчуждение указанной доли жилого помещения не может быть признано намеренным ухудшением жилищных условий, не может быть принято судом во внимание.

В соответствии с ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

На момент признания семьи Иванковых нуждающимися в улучшении жилищных условий, в собственности семьи истцов имелось только одно жилое помещение: 1/3 доля в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 64,5 кв.м. Учитывая, что 26.01.2008г. в собственность Иванковой Е.А. приобретена квартира по адресу: <адрес> общей площадью 33,1 кв.м., то при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения необходимо исходить из суммарной общей площади всех имеющихся в собственности семьи жилых помещений (33,1 кв.м. + 21,5 кв.м.) : 3 = 18,2 кв.м., из чего следует, что семья истцов перестала быть нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, то есть утратила основания состоять в списках граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, что в соответствии со ст.56 ЖК РФ, является основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Суд считает, что отчуждение Иванковым В.Е. 1/3 доли квартиры по адресу: <адрес>, в пользу своего отца Иванкова Е.В., были произведены с целью состоять в списках нуждающихся и является намеренным ухудшением жилищных условий.

Требования истцов о восстановлении в списке молодых семей, изъявивших желание получить субсидию на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г.г., соответствии с ранее составленными списками семей, также не подлежат удовлетворению, поскольку Иванковы в указанный список в установленном порядке не включались. Решение о включении или исключении из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. принимается в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г., утвержденными Постановление Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы». Иванковы с заявлением о включении в число участников указанной подпрограммы в мэрию г.о.Тольятти не обращались, документы на рассмотрение не предоставляли.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Иванковых не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Иванкова В.Е., Иванковой Е.А. к мэрии г.о.Тольятти о восстановлении семьи Иванковых в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г. и в списке молодых семей, изъявивших желание получить субсидию на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г.г., соответствии с ранее составленными списками семей – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.

Мотивированное решение изготовлено 18.07.2011г.

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья