РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 15 июля 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Бетиной Г.А., при секретаре Крюковой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2830/11 по заявлению Прокурора г.Тольятти в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия мэрии г.о.Тольятти по не разработке и не утверждению лесохозяйственного регламента лесничеств, лесопарков, расположенных на землях г.о.Тольятти, на которых расположены городские леса - незаконным, установил: Прокурор г.Тольятти обратился в суд с указанным заявлением. Просил признать бездействие органа местного самоуправления – мэрии г.о.Тольятти по не разработке и не утверждению лесохозяйственного регламента лесничеств, лесопарков, расположенных на землях г.о.Тольятти, на которых расположены городские леса – незаконным. Обязать мэрию г.о.Тольятти разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях г.о.Тольятти, на которых расположены городские леса. В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г.Тольятти ФИО2 исковые требования поддержала и пояснила, что Прокуратурой г.Тольятти проведена проверка соблюдения мэрией г.о.Тольятти лесного законодательства. Установлено, что на территории г.о.Тольятти располагаются городские леса. Охрана и защита лесов осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных Лесным кодексом РФ и другими федеральными законами. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка. В ходе проверки установлено, что мэрией г.о.Тольятти лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях г.о.Тольятти, на которых расположены городские леса, не разработан и не утвержден. Представитель мэрии г.о.Тольятти в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, пояснил, что мэрией проводится работа по исполнению требований лесного законодательства. В соответствии со ст.87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет. Закон не устанавливает срок, в течение которого органы местного самоуправления должны утвердить лесохозяйственные регламенты. Считает, что бездействие мэрии отсутствует, просит в удовлетворении заявления отказать. Кроме того, на территории г.о.Тольятти расположено Тольяттинское лесничество департамента лесного хозяйства Самарской области Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, которое руководствуется в своей деятельности Лесохозяйственным регламентом Тольяттинского лесничества, утвержденного Приказом Департамента лесного хозяйства Самарской области № 147 от 31.12.2008г., который не отменен и действует в настоящее время. Суд, заслушав стороны, проверив материалы дела, считает заявление не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям. Согласно ч.2. ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Статья 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа. На основании ст. 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, расположенные на землях населенных пунктов, на которых находятся городские леса. В соответствии с ч.1 ст.19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами. В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе: разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; В силу ч.1.1. ст. 84 ЛК РФ органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ). Согласно ст. 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления (часть 3 в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ). Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет. В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются: 1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; 2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; 3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; 4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, срок их действия и порядок внесения в них изменений утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.04.2007г. № 106. Судом установлено, что Прокуратурой г.Тольятти проведена проверка соблюдения мэрией г.о.Тольятти лесного законодательства. В ходе проверки установлено и не оспаривается сторонами, что на территории г.о.Тольятти располагаются городские леса. В ходе проверки также установлено, что мэрией г.о.Тольятти не разработан и не утвержден лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях г.о.Тольятти, на которых расположены городские леса. Согласно ч.1.1 ст.84, ч.3 ст.87 Лесного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Указанные требования введены Федеральным законом от 29.12.2010г. № 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу со дня его официального опубликования – с 31.12.2010г. В соответствии с п.25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка. Из материалов дела следует, что существовал спор о признании права собственности Российской Федерации на лесные участки, относящиеся к категории защитности «городские леса». Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2008г. в удовлетворении иска Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области к мэрии г.о.Тольятти, отказано. Как следует из постановления арбитражного суда кассационной инстанции, вышеуказанное решение вступило в законную силу 30.11.2010г. Следовательно, до определения в ведении какого субъекта находятся земли на которых расположены городские леса г.о.Тольятти, мэрия г.о.Тольятти не имела возможности производить какие-либо действия, направленные на пользование и распоряжение собственностью. В соответствии с пунктами 10-13 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.04.2007г. № 106 «Об утверждении Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования. Виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки и другие параметры разрешенного использования лесов, ограничения использования лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов устанавливаются в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, лесохозяйственный регламент представляет собой комплексный документ, утверждаемый на долгосрочный период, разработка которого осуществляется поэтапно. Постановлением мэрии г.о.Тольятти от 31.03.2010г. №-п/1 утвержден План лесоохранных и лесовосстановительных мероприятий в границах г.о.Тольятти от 2010-2012г. (в ред. от 28.06.2011г.). Из пояснений представителя мэрии г.о.Тольятти следует, что в соответствии с указанным Планом утверждены мероприятия, финансируемые из местного бюджета г.о.Тольятти, в том числе, противопожарные мероприятия. В Плане также предусмотрено осуществление проектирования границ лесных участков, расположенных в черте г.о.Тольятти, которое включает в себя определение местоположения, границ, площади лесных участков. После определения местоположения, границ, площади лесных участков будет проводиться работа по определению видов их разрешенного использования. Данные пояснения подтверждаются материалами дела. Постановлением от 13.11.2010г. №-п/1 внесены изменения в постановление от 31.03.2010г. №-п/1 «Об утверждении Плана лесоохранных и лесовосстановительных мероприятий в границах г.о.Тольятти на 2010-2012г.г.», с приложением плана лесоохранных и лесовосстановительных мероприятий в границах г.о.Тольятти на 2010-2012г.г. Также в материалах дела имеются технические задания на выполнение работ, с указанием сроков выполнения конкретно описанных работ до 20.12.2011г. Постановлением от 28.06.2010г. №-п/1 внесены изменения в постановление от 31.03.2010г. №-п/1, с приложением плана лесоохранных и лесовосстановительных мероприятий в границах г.о.Тольятти на 2010-2012г.г. Постановлением от 26.01.2011г. №-п/1 внесены изменения в постановление от 31.03.2010г. №-п/1. В материалы дела также представлен муниципальный контракт №-дг/4.1.-0 от 22.10.2010г. на выполнение работ по проектированию границ лесных участков расположенных в черте г.о.Тольятти и техническое задание на его выполнение. Срок выполнения работ – 20.12.2010г. Из ответа Департамента городского хозяйства мэрии г.о.Тольятти от 07.07.2011г. следует, что работы по проектированию границ лесных участков расположенных в границах г.о.Тольятти в соответствии с муниципальным контрактом №-дг/4.1.-0 от 22.10.2010г., выполнены, что также подтверждается актом о приемке выполненных работ. Согласно решения Думы г.о.Тольятти от 02.03.2011г. № в постановление Тольяттинской городской думы от 09.07.2004г. № «Об утверждении проекта корректировки генерального плана г.Тольятти до 2015г.» внесены изменения. Пункт 2.6 постановления Тольяттинской городской думы от 09.07.2004г. № оставлен без изменения. Из пункта 2.6.1 следует, что в состав рекреационных зон включены зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. Согласно п.3.6. предусмотрены мероприятия по созданию условий для массового отдыха жителей и организации обустройства мест массового отдыха населения, в том числе, размещение зон активного отдыха общей площадью 510 га на территории лесопарковых и зеленых зон (п.3.6.1). Согласно приложенному плану запланировано проведения благоустройства городских лесов. Из протокола совещания у заместителя мэра по городскому хозяйству по вопросам городских лесов №-прт/4 от 23.06.2011г. следует, что структурным подразделениям мэрии г.о.Тольятти поручено продолжить работу по поиску организаций-исполнителей работ по формированию земельных участков под городскими лесами; продолжить работу над предложениями по оптимальному количеству многоконтурных земельных участков, которые будут сформированы в каждой части лесничеств (Тольяттинской, Ставропольской, Федоровской); продолжить работу над проектом муниципального контракта, т.ч. над проектом технического задания на выполнение работ по формированию земельных участков под городскими лесами; обеспечить согласование и принятие постановления мэрии о внесении необходимых изменений в Устав МБУ «Зеленстрой» в части возможности выполнения учреждением работ по управлению городскими лесами. Законом не установлен срок, в течение которого органы местного самоуправления должны утвердить лесохозяйственные регламенты. В соответствии с ч.5 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации до момента их отмены являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления. В настоящее время на территории г.о.Тольятти расположено Тольяттинское лесничество департамента лесного хозяйства Самарской области Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, которое руководствуется в своей деятельности Лесохозяйственным регламентом Тольяттинского лесничества, утвержденного Приказом Департамента лесного хозяйства Самарской области № от 31.12.2008г., который не отменен и действует в настоящее время. В соответствии с п.12 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.04.2007г. №, указанный лесохозяйственный регламент Тольяттинского лесничества размещен на сайте Правительства Самарской области в сети Интернет. В материалы дела также представлен регламент, составленный на основании Государственного контракта № от 29.07.2010г., на выполнение работ по внесению изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств Самарской области, срок его действия 2011-2020г.г. Таким образом, доводы заявителя о бездействии мэрии г.о.Тольятти по не разработке и не утверждению лесохозяйственного регламента лесничеств, лесопарков, расположенных на землях г.о.Тольятти, на которых расположены городские леса, не нашли своего подтверждения. Из материалов дела следует, что мэрией производятся действия, направленные на разработку и утверждение лесохозяйственного регламента лесничеств, лесопарков, расположенных на землях г.о.Тольятти, на которых расположены городские леса, которые подтверждены материалами дела, следовательно заявление Прокурора г.Тольятти не подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении заявления Прокурора г.Тольятти в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия мэрии г.о.Тольятти по не разработке и не утверждению лесохозяйственного регламента лесничеств, лесопарков, расположенных на землях г.о.Тольятти, на которых расположены городские леса, незаконным; обязании разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях г.о.Тольятти, на которых расположены городские леса – отказать. Решение может быть обжаловано, прокурором принесено представление в Самарский областной суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г.Тольятти. Мотивированное решение изготовлено 20.07.2011г. Председательствующий: подпись. КОПИЯ ВЕРНА. Судья