о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

08 августа 2011 года Центральный райсуд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Бородиной Л.А.

при секретаре Галановой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора Комсомольского района г. Тольятти в интересах Башаевой О.В. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Комсомольского района г. Тольятти в интересах Башаевой О.В. обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

В судебном заседании пом. прокурора Комсомольского района г. Тольятти Пронина Т.Н. исковые требования поддержала, суду пояснила, что Башаева О.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители мать ФИО9. и отец ФИО10. лишены в отношении нее родительских прав на основании решения <данные изъяты> Постановлением Администрации автозаводского района г. Тольятти была установлена опека над Башаевой О.В., опекуном был назначен ФИО12 Постановлением Администрации Центрального района г. Тольятти опека была отменена. В дальнейшем Башаева О.В. определялась в различные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ года она находилась на полном государственном обеспечении в МОЦ <данные изъяты>. Постановлением первого заместителя мэра г. Тольятти Башаева О.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ года Башаева О.В. окончила <данные изъяты> С ДД.ММ.ГГГГ года она работает в ОАО <данные изъяты>. Фактически проживает по договоренности с собственником квартиры в жилом помещении по адресу г. Тольятти <адрес>. В силу закона ей как имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди, однако до настоящего времени Башаева О.В. жильем не обеспечена. Просит обязать Мэрию г.о. Тольятти предоставить Башаевой О.В. вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи один человек.

Башаева О.В. в судебном заседании вышеуказанные доводы поддержала, просит удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика Мэрии городского округа Тольятти Каштанова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Башаева О.В. является сиротой и на основании постановления первого заместителя мэра г. Тольятти принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. Жилое помещение ей будет предоставлено в порядке очередности, поскольку в противном случае, будут нарушены права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в данной очереди первыми. В силу норм закона мэрия г.о. Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшего предоставления социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Указанные функции Мэрией г.о. Тольятти выполняются в полном объеме. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций. Просит в удовлетворении иска отказать.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, ответственным является Мэрия городского округа Тольятти по следующим основаниям:

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ – к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ:

По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что Башаева <данные изъяты> относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО13 и отец ФИО14 в отношении дочери лишены родительских прав, что подтверждается свидетельством о рождении Башаевой О.В., решением <данные изъяты> и по существу не оспаривается сторонами.

Из объяснений пом. прокурора и Башаевой О.В. явствует, что Постановлением Администрации автозаводского района г. Тольятти была установлена опека над Башаевой О.В., опекуном был назначен ФИО15 Постановлением Администрации Центрального района г. Тольятти опека была отменена. В дальнейшем Башаева О.В. определялась в различные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ года она находилась на полном государственном обеспечении в МОЦ <данные изъяты> Постановлением первого заместителя мэра г. Тольятти Башаева О.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ года Башаева О.В. окончила Тольяттинский медколледж. С ДД.ММ.ГГГГ года она работает в ОАО <данные изъяты> Фактически проживает по договоренности с собственником квартиры в жилом помещении по адресу г. Тольятти <адрес>. В силу закона ей как имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди, однако до настоящего времени Башаева О.В. жильем не обеспечена.

Указанные объяснения подтверждаются:

O      Постановлением Администрации Автозаводского района г. Тольятти об учреждении опеки над несовершеннолетней Башаевой О.В., опекуном назначен ФИО16

O      Постановлением Администрации Центрального района г. Тольятти об освобождении ФИО17 от обязанностей опекуна над Башаевой О.В., отменена опека над Башаевой О.В.;

O      Справкой Отдела семьи, материнства и детства администрации автозаводского района г. Тольятти, из которой следует, что Башаева О.В. закрепленного жилья не имеет, поставлена в реестровый банк данных на получение жилья;

O      Постановлениями Администрации Центрального района г. Тольятти и о пребывании Башаевой О.В. в МОУ <данные изъяты>;

O      Постановлением Администрации Центрального района г. Тольятти о переводе Башаевой О.В. в коррекционный детский дом <данные изъяты>

O      Приказом Департамента образования мэрии г. Тольятти о зачислении Башаевой О.В. в детский дом <данные изъяты>;

O      Справкой директора <данные изъяты> из которой следует, что Башаева О.В. находилась в данном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года на полном государственном обеспечении;

O      Приказом Департамент образования мэрии г. Тольятти о зачислении Башаевой О.В. в школу-<данные изъяты>;

O      Приказом директора <данные изъяты> о Башаевой О.В<данные изъяты>

O      Свидетельством о регистрации по месту пребывания, из которой следует, что Башаева О.В. с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года была зарегистрирована по адресу г. Тольятти <адрес>

O      Паспортными данными Башаевой О.В.;

O      Справкой <данные изъяты>, из которой следует, что Башаева О.В. обучалась в данном учебном заседании с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года;

O      Справкой, из которой следует, что Башаева О.В. работает в ОАО <данные изъяты>;

O      Заявлением Башаевой О.В. о принятии на учет для предоставления жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года;

O      Выпиской из постановления первого заместителя мэра г. Тольятти из которой следует, что Башаева О.В. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как сирота составом семьи один человек с ДД.ММ.ГГГГ года;

O      Справкой МП «Инвентаризатор» г. Тольятти, из которой следует, что Башаева О.В. право приватизации в г. Тольятти не использовала, в реестре собственников не значится;

O      Сообщением Управления Росреестра по Самарской области, из которого следует, что Башаева О.В. в числе собственников в г. Тольятти не значится.

Представителем мэрии в судебном заседании не оспаривается тот факт, что Башаева О.В. состоит в очереди на внеочередное получение жилой площади как нуждающаяся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, как сирота.

То есть, Башаева О.В. признана нуждающейся в жилом помещении и за ней признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, данное право истца представителем ответчика не оспаривается.

Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что Башаева О.В. в установленном законом порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке, является ребенком-сиротой, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на вне очередное получение жилья.

Представителем Мэрии г.о. Тольятти также не оспаривается тот факт, что обязанность по предоставлению Башаевой О.В. лежит на Мэрии г.о. Тольятти в силу п. 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», однако предоставление жилья осуществляется в пределах и за счет средств областного бюджета, выделяемых в виде субвенций.

Указанные доводы представителя ответчика суд считает несостоятельными, поскольку в силу ст. 57 ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность предоставлять жилье данной категории граждан вне очереди возложена на органы местного самоуправления, то есть Мэрию г.о. Тольятти, при этом в законе не указано, что жилье должно быть предоставлено только при наличии средств. Обеспечение Башаевой О.В. жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств, поскольку ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является нормой прямого действия на все территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади указанной категории граждан.

При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению Башаевой О.В. жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.

Доводы представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что жилые помещения лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в порядке очередности по спискам исходя из даты обращения о постановке на учет, суд считает несостоятельными, поскольку законом предусмотрено предоставление жилого помещения лицам, относящимся в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке.

Таким образом, Башаева О.В. в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истца жильем.

На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти во внеочередном порядке обеспечить Башаеву О.В. жилой площадью в г. Тольятти по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, на состав семьи один человек.

Руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Башаевой <данные изъяты> вне очереди жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный райсуд г. Тольятти.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200