Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 08 августа 2011 года Центральный райсуд г. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего Бородиной Л.А. при секретаре Галановой О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по иску Прокурора Комсомольского района г. Тольятти в интересах Русиновой С.Д. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л: Прокурор Комсомольского района г. Тольятти в интересах Русиновой С.Д. обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. В судебном заседании пом. прокурора Комсомольского района г. Тольятти Пронина Т.Н. исковые требования поддержала, суду пояснила, что Русинова С.Д. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители мать ФИО9 и отец ФИО10 лишены в отношении нее родительских прав на основании решений <данные изъяты> соответственно. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ года Русинова С.Д. находилась в различных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ года она переехала в г. Тольятти и зарегистрировалась в общежитии, расположенном по адресу <адрес>. Жилья на территории Самарской области, на территории Оршанского района Республики Марий Эл Русинова С.Д. не имеет. Проживает на съемной квартире, работает в ООО <данные изъяты> <данные изъяты> года у нее родился сын <данные изъяты>, который закрепленного жилья на территории Самарской области также не имеет. <данные изъяты> Распоряжением заместителя мэра г. Тольятти № Русинова С.Д. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ года. В силу закона ей как имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди, однако до настоящего времени Русинова С.Д. жильем не обеспечена. Просит обязать Мэрию г.о. Тольятти предоставить Русиновой С.Д. вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи два человека. Русинова С.Д. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, письменно просит рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает. Представитель ответчика Мэрии городского округа Тольятти Каштанова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Русинова С.Д. является сиротой и на основании распоряжения заместителя мэра г. Тольятти № принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. Жилое помещение ей будет предоставлено в порядке очередности, поскольку в противном случае, будут нарушены права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в данной очереди первыми. В силу норм закона мэрия г.о. Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшего предоставления социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Указанные функции Мэрией г.о. Тольятти выполняются в полном объеме. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций. Кроме того, необоснованно заявлены требования о предоставлении жилого помещения Русиновой С.Д. на состав семьи два человека, в том числе на ее несовершеннолетнего сына <данные изъяты> Просит в удовлетворении иска отказать. Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, ответственным является Мэрия городского округа Тольятти по следующим основаниям: Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ – к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ: По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Судом установлено, что Русинова <данные изъяты> относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ФИО11 и ФИО12 в отношении дочери лишены родительских прав, что подтверждается свидетельством о рождении Русиновой С.Д., решением <данные изъяты> райсуда <данные изъяты> и по существу не оспаривается сторонами. Из объяснений пом. прокурора явствует, что с ДД.ММ.ГГГГ года Русинова С.Д. находилась в различных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ года она переехала в г. Тольятти и зарегистрировалась в общежитии, расположенном по адресу <адрес> Жилья на территории Самарской области, на территории Оршанского района Республики Марий Эл Русинова С.Д. не имеет. Проживает на съемной квартире, работает в ООО <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года у нее родился сын <данные изъяты>, который закрепленного жилья на территории Самарской области также не имеет. <данные изъяты> Распоряжением заместителя мэра г. Тольятти № Русинова С.Д. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ года. В силу закона ей как имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди, однако до настоящего времени Русинова С.Д. жильем не обеспечена. Указанные объяснения подтверждаются: O Решением исполкома Оршанского райсовета народных депутатов № о направлении Русиновой С.Д. в Дом ребенка O Справкой администрации муниципального образования <данные изъяты>, из которой следует, что в данном поселении Русинову Д.И. принадлежал жилой дом, который сгорел ДД.ММ.ГГГГ года; O Справкой Главы администрации <данные изъяты>, из которой следует, что Русинова С.Д. как сирота стояла в очереди на получение нового жилого помещения на дату ДД.ММ.ГГГГ года под № 10, на основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ года снята с очереди, на территории муниципального района жилье не получала; O Выпиской из поквартирной карточки, свидетельством о регистрации по месту пребывания и адресной справкой, из которых следует, что Русинова С.Д. с ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрирована по адресу г. Тольятти <адрес> O Паспортными данными Русиновой С.Д.; O Трудовой книжкой Русиновой С.Д.; O Свидетельством о рождении и справкой о рождении ФИО13 O Заявлением Русиновой С.Д. о принятии на учет для предоставления жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года; O Выпиской из распоряжения заместителя мэра г. Тольятти от №, из которой следует, что Русинова С.Д. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как сирота составом семьи один человек с ДД.ММ.ГГГГ года; O Справкой МП «Инвентаризатор» г. Тольятти, из которой следует, что Русинова С.Д. право приватизации в г. Тольятти не использовала, в реестре собственников не значится; O Сообщением Управления Росреестра по Самарской области, из которого следует, что Русинова С.Д. в числе собственников в г. Тольятти не значится. Представителем мэрии в судебном заседании не оспаривается тот факт, что Русинова С.Д. состоит в очереди на внеочередное получение жилой площади как нуждающаяся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, как сирота. То есть Русинова С.Д. признана нуждающейся в жилом помещении и за ней признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, данное право истца представителем ответчика не оспаривается. Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что Русинова С.Д. в установленном законом порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке, является ребенком-сиротой, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на вне очередное получение жилья. Представителем Мэрии г.о. Тольятти также не оспаривается тот факт, что обязанность по предоставлению Русиновой С.Д. лежит на Мэрии г.о. Тольятти в силу п. 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», однако предоставление жилья осуществляется в пределах и за счет средств областного бюджета, выделяемых в виде субвенций. Указанные доводы представителя ответчика суд считает несостоятельными, поскольку в силу ст. 57 ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность предоставлять жилье данной категории граждан вне очереди возложена на органы местного самоуправления, то есть Мэрию г.о. Тольятти, при этом в законе не указано, что жилье должно быть предоставлено только при наличии средств. Обеспечение Русиновой С.Д. жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств, поскольку ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является нормой прямого действия на все территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади указанной категории граждан. При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению Русиновой С.Д. жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти. Доводы представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что жилые помещения лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в порядке очередности по спискам исходя из даты обращения о постановке на учет, суд считает несостоятельными, поскольку законом предусмотрено предоставление жилого помещения лицам, относящимся в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке. Таким образом, Русинова С.Д. в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истца жильем. На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти во внеочередном порядке обеспечить Русинову С.Д. жилой площадью в г. Тольятти по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Однако данное жилое помещение должно быть предоставлено Русиновой С.Д. на состав семьи один человек (только на саму истицу), поскольку заявлены требования о предоставлении истице вне очереди жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть основанные на применении специальной нормы закона – ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Преамбула данного закона определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Таким образом, данный закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования. Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, исходит и Жилищный Кодекс РФ (ст. 57). В связи с этим, оснований для распространения общих норм ЖК РФ о предоставлении жилых помещений на случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, урегулированные специальным законом, не имеется. Поскольку именно Русинова С.Д. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то именно она имеет в соответствии с действующим законодательством право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, то именно Русиновой С.Д. Мэрия г.о. Тольятти обязана предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Наличие на иждивении у Русиновой С.Д. несовершеннолетнего ребенка не лишает ее возможности на улучшение жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством РФ. Руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Русиновой <данные изъяты> вне очереди жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный райсуд г. Тольятти. Председательствующий: