о внеочередном обеспечении жилым помещением по догвоору социального найма



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:

председательствующего судьи Черкуновой Л.В.,

при секретаре Дураевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Автозаводского района г.о. Тольятти, действующего в интересах Крюкова А.О., к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Автозаводского района г.о. Тольятти обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Крюкову А.О. жилое помещение по договору социального найма, по тем основаниям, что Крюков А.О. является лицом, относящимся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Родители Крюкова А.О. лишены родительских прав в отношении него. Закрепленного жилья Крюков А.О. не имеет. В настоящее время Крюков А.О. зарегистрирован по адресу: <адрес>, проживает по адресу: <адрес>. Согласно выписке из распоряжения мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Крюков А.О. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.

В судебном заседании помощник прокурора Автозаводского района г.о. Тольятти Разумова Е.В. иск поддержала. Суду пояснила, что Крюков А.О. должен быть обеспечен квартирой по договору социального найма. В связи с этим просила обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить Крюкову А.О. вне очереди жилое помещение на состав семьи один человек в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Истец Крюков А.О. в судебном заседании иск поддержал в полном объеме.

Представитель мэрии городского округа Тольятти Певзнер А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что в силу прямого указания закона (пп. 2. п. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей») Крюкову А.О. жилое помещение может быть предоставлено только после наступления его очереди. В случае удовлетворения исковых требований прокурора Автозаводского района г. Тольятти в интересах Крюкова А.О. будут существенно ущемлены права на жилое помещение других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенных в список ранее Крюкова А.О. Кроме того считает, что на мэрию г.о. Тольятти возложена обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мэрия г.о. Тольятти, являясь органом местного самоуправления, предоставляет жилые помещения лицам, из указанной категории, в пределах субвенций, поступивших из областного бюджета на осуществление переданных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц. В удовлетворении иска просила отказать.

Представитель Правительства Самарской области в судебное заседание не явился, извещен, письменно просил дело рассмотреть в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований просит отказать, считает надлежащим ответчиком по иску мэрию г.о. Тольятти.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

В силу ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Судом установлено, что Крюков А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался без попечения родителей, что следует из копий решения суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, которыми ФИО6 и ФИО7 лишены родительских прав в отношении детей, в том числе Крюкова А.О.

В соответствии с Распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Крюков А.О. определен в МУ социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних «Гармония» для дальнейшего содержания за счет государства.

Из копии свидетельства о регистрации по месту пребывания на имя Крюкова А.О. следует, что последний значится зарегистрированным по адресу: <адрес>.

Из выписки из поквартирной карточки видно, что Крюков А.О. значится зарегистрированным по адресу: <адрес>, является квартиросъемщиком. Жилая плащадь указанного жилого помещения составляет 5,53 кв.м.

Из копии выписки из распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -р/4 видно, что Крюков А.О., в составе семьи 1 человек, принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ.

Из копии диплома, архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Крюков А.О. окончил ГОУ СПО Тольяттинский индустриально-педогогический колледж по профессии «Мастер отделочных строительных работ», а также Тольяттинский техникум сервисных технологий и предпринимательства по профессии «Технолог».

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ МП «Инвентаризатор», уведомлений ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ видно, что Крюков А.О. в реестре собственников не значится.

Представитель ответчика не оспаривает право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ. Между тем полагает, что органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах субвенций, поступивших из областного бюджета на осуществление переданных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц. Суд не может согласиться с указанной позицией ответчика.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 г. № 152 «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительском Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 г. № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан.

В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

Таким образом, и на федеральном уровне, и на уровне субъекта РФ обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями возложена на органы местного самоуправления. При этом у льготников есть право на получение жилого помещения по договору социального найма либо на получение субвенции (социальной выплаты). Суд не может согласиться с доводами мэрии г. Тольятти в той части, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с приведенными положениями Законов Самарской области, поскольку указанные законы не подменяют собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлены на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.

Принятые на себя обязательства Правительства Самарской области по обеспечению отдельной категории граждан жильем, не идут в разрез с нормами жилищного законодательства и при согласии льготника могут стать источником приобретения жилого помещения. В этом случае предоставление социальной выплаты станет законным основанием для снятия льготника с учета в качестве нуждающегося в соответствии с ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению Крюкову А.О. жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.

Суд также не может согласиться с доводами представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что жилое помещение Крюкову А.О. должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории, так как они не имеют под собой правового обоснования, поскольку право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч.2 ст.57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов. Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч.2 ст.57 ЖК РФ право истца на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди, закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет в качестве нуждающихся.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Иск прокурора Автозаводского района г.Тольятти удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Крюкову <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма составом семьи один человек в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.

Председательствующий: