Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 августа 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего Бородиной Л.А. при секретаре Галановой О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Москалева Г.В. к УПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области о включении периодов работы в льготный стаж и признании права на досрочную пенсию, У С Т А Н О В И Л: Москалев Г.В. обратился в суд с иском к УПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области о включении периодов работы в льготный стаж и признании права на досрочную пенсию. В судебном заседании истец и его представитель Медведева Е.И., действующая по ордеру, исковые требования поддержали, суду пояснили, что в УПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти истцу было отказано в назначении пенсии по выслуге лет из-за отсутствия специального педагогического стажа работы, при этом не был учтен период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР с 14.11.1975 года по 09.11.1976 года с учетом «удвоения» стажа, не были учтены периоды работы: с 02.03.1979 года по 16.11.1979 года на выборной должности <данные изъяты>; с 17.11.1979 года по 17.08.1982 года на выборной должности <данные изъяты>; с 18.08.1982 года по 01.03.1985 года в должности <данные изъяты>; с 18.02.1978 года по 01.03.1979 года <данные изъяты>, рабочий комитет совхоза <данные изъяты> являлся первичной профсоюзной организацией Инзенской районной профсоюзной организации работников сельского хозяйства и заготовок, которая входила в состав <данные изъяты>. Также не был засчитан период прохождения истцом курсов повышения квалификации при работе в должности преподавателя в <данные изъяты> с 09.11.2010 года по 19.11.2010 года. Просят включить в стаж, дающий истцу право на пенсию по выслуге лет указанные периоды и назначить пенсию с момента первоначального обращения, то есть с 14.04.2011 года. Представитель УПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти Датиева А.Э., действующая по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР с 14.11.1975 года по 09.11.1976 года, периоды работы с 02.03.1979 года по 16.11.1979 года на выборной должности <данные изъяты>; с 17.11.1979 года по 17.08.1982 года на выборной должности <данные изъяты>; с 18.08.1982 года по 01.03.1985 года в должности <данные изъяты>; с 18.02.1978 года по 01.03.1979 года <данные изъяты> не могут быть включены в специальный стаж работы, поскольку Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 года, Постановлением Совмина РСФСР № 463 от 06.09.1991 года не предусмотрены. Кроме того, данные учреждения и должности не предусмотрены и Перечнем, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. Указанным перечнем предусмотрено, что служба в Вооруженных Силах и выборных органах засчитывается в стаж работы по специальности лишь при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Требуемого не менее 2/3 стажа приходящегося на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на досрочную пенсию, а именно 16 лет 8 месяцев до отмены Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 у истца не имеется. Также не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период нахождения истца на курсах повышения квалификации с 09.11.2010 года по 19.11.2010 года, поскольку в указанный период он фактически не выполнял педагогическую работу. Просит в удовлетворении иска отказать, так как на дату обращения 14.04.2011 года специальный стаж Москалева Г.В. составляет 16 лет 7 месяцев 28 дней, при требуемом стаже в 25 лет. Проверив материалы дела, выслушав пояснения истца и его представителя, представителя ответчика, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Судом установлено, что Москалев <данные изъяты> в период с 09.11.2010 года по 19.11.2010 года, работая в должности <данные изъяты> находился на курсах повышения квалификации, что подтверждается трудовой книжкой Москалева Г.В., приказом директора <данные изъяты> № 258 от 03.11.2010 года о направлении Москалева Г.В. на курсы повышения квалификации, удостоверением о краткосрочном повышении квалификации и по существ не оспаривается лицами, участвующими в деле. В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Согласно ст. 187 Трудового Кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Согласно справки директора <данные изъяты> на период командировки Москалева Г.В. на курсы повышения квалификации на срок с 09.11.2010 года до 19.11.2010 года, за ним сохранялся средний заработок. В связи с изложенным, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Следует также отменить, что для отдельных категорий работников (в том числе педагогических) в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Таким образом, период нахождения истца на курсах повышения квалификации с 09.11.2010 года по 19.11.2010 года подлежит включению в специальный трудовой стаж. В соответствии с п.10 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Судом установлено, что Москалев <данные изъяты> в период с 14.11.1975 года по 09.11.1976 года проходил службу в Вооруженных Силах СССР, с 02.03.1979 года по 16.11.1979 года работал на выборной должности <данные изъяты> <данные изъяты> с 17.11.1979 года по 17.08.1982 года - на выборной должности <данные изъяты> <данные изъяты>; с 18.08.1982 года по 01.03.1985 года - в должности <данные изъяты> с 18.02.1978 года по 01.03.1979 года - <данные изъяты> Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются: трудовой книжкой Москалева Г.В., архивной справкой <данные изъяты>», выпиской из решения <данные изъяты> от 06.12.1973 года, выпиской из постановления <данные изъяты> от 01.03.1979 года, выпиской из постановления № 4 от 18.02.1978 года отчетно-выборной профсоюзной конференции <данные изъяты>», справкой о заработной плате и по существу не оспаривается сторонами по делу. Доводы представителя ответчика о том, что условие о включение в специальный трудовой стаж истца вышеуказанных спорных периодов при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения истца за пенсией, а на момент утраты силы Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 суд считает несостоятельными последующим основаниям: Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В указанные спорные периоды времени (с 1975 по 1985 годы) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах (подпункт «а»), работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях (подпункт «б»), служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт «г»), при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения льготной пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Из пояснений представителя ответчика следует, что на дату обращения 14.04.2011 года специальный стаж истца составляет 16 лет 7 месяцев 28 дней, с учетом включения в данный стаж периода повышения квалификации – 10 дней, специальный стаж составляет 16 лет 8 месяцев 8 дней, что составляет более 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают истцу право на назначение такой пенсии. Периоды службы в Советской Армии и работы на выборных должностях в партийных, комсомольских и профсоюзных органах относится к периодам деятельности истца до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Таким образом, период службы в Советской Армии с 14.11.1975 года по 09.11.1976 года и работа в должностях <данные изъяты> с 02.03.1979 года по 16.11.1979 года, с 17.11.1979 года по 17.08.1982 года, <данные изъяты> с 18.08.1982 года по 0.03.1985 года, освобожденного <данные изъяты> с 18.02.1978 года по 01.03.1979 года подлежат включению в стаж работы истца по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы. Таким образом, период прохождения истцом службы в Вооруженных силах СССР по призыву с 14.11.1975 года по 09.11.1976 года подлежит включению в специальный трудовой стаж как один день военной службы за два дня работы. Поскольку в назначении досрочной пенсии истцу было отказано необоснованно, суд считает необходимым назначить пенсию истцу с момента первоначального обращения, то есть с 14.04.2011 года, так как на данный момент у истца имелся специальный трудовой стаж в 25 лет. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области включить в специальный педагогический стаж для начисления пенсии по выслуге лет Москалеву <данные изъяты>: Пенсию назначить с момента первоначального обращения, то есть с 14 апреля 2011 года. Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней. Председательствующий: