Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 апреля 2011 года Центральный райсуд г. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего Волковой М.В. при секретаре Хасановой Л.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Вафиной Н.А. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилой площади, у с т а н о в и л: Вафина Н.А. обратилась в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения. В судебном заседании истец исковые требования поддержала, суду пояснила, что истица имеет дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая <данные изъяты> утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Вафина Н.А. с 19 августа 2009 года состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи № человека для внеочередного получения жилья. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено, что является нарушением их прав и законных интересов. В силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, <данные изъяты> жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить истцу жилое помещение в г.Тольятти вне очереди на состав семьи № человека, пор установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Представитель ответчика - мэрии г.о.Тольятти Каштанова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, отзыв на исковое заявление поддержала в полном объеме, суду пояснила, что Вафина Н.А. воспитывает дочь ФИО1 ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая <данные изъяты> при котором невозможно совместное проживание в одной квартире. Истец имеет право в соответствии со ст. 57 ЖК РФ на внеочередное получение жилья по договору социального найма. Истец состоит на учете в мэрии г.о. Тольятти в качестве нуждающегося в жилом помещении с 19.08.2009 года. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Иным, определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, жилые помещения по договором социального найма за счет муниципального жилищного фонда могут быть представлены органами местного самоуправления только в случае наделения органом местного самоуправления в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Истец относиться к категории граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «<данные изъяты>», вставших на учет нуждающихся в улучшении условия после 01 января 2005 года, так как воспитывает <данные изъяты>. В силу Закона Самарской области от 24.10.2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 01 января 2005 года, в пределах выделенных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов. В силу ст.ст. 19, 49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми ресурсами. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу будет являться Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как мэрия г.о.Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций. Просит в удовлетворении исковых требований истца отказать. Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст. 17 <данные изъяты> <данные изъяты>) <данные изъяты> и семьи, имеющие <данные изъяты>, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем <данные изъяты> и семей, имеющих <данные изъяты>, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. <данные изъяты> и семьи, имеющие <данные изъяты>, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются <данные изъяты>, семьям, имеющим <данные изъяты> с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. <данные изъяты> может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они <данные изъяты>, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. ФЗ от 23.07.2008 N 160-ФЗ) Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ – к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ: 1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. 2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органов местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. 3. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ. 4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ. 5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, <данные изъяты>, указанных в предусмотренном пунктом № части № статьи № настоящего Кодекса перечне. Судом установлено, что Вафина Н.А. имеет дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая является <данные изъяты> по категории <данные изъяты> и имеет <данные изъяты> утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается справкой ВК № от ДД.ММ.ГГГГ ГУЗ СО «<данные изъяты>» г.Тольятти, справкой серии МСЭ-2004 № от ДД.ММ.ГГГГ. Объяснения истца подтверждаются: O Копией паспорта Вафиной Н.А..; O Копией паспорта ФИО5; O Копией паспорта ФИО6; O Копией паспорта ФИО1; O Копией свидетельства о заключении брака; O Выпиской из поквартирной карточки, из которой следует, что ФИО1 зарегистрирована по адресу <адрес>; O Справками ФРС по <адрес>, из которых следует, что Вафина Н.А., ФИО5, ФИО6, ФИО1 в реестре собственников по г. Тольятти не значатся. Представителем мэрии в судебном заседании не оспаривается тот факт, что истец стоит в очереди на внеочередное получение жилой площади как нуждающаяся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, составом семьи № человек, как воспитывающая <данные изъяты>, имеющего <данные изъяты> утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. То есть Вафина Н.А. признана нуждающейся в жилом помещении и за ней признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, данное право истца представителем ответчика не оспаривается. Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что истица в установленном законом порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке, имеет на воспитание сына-инвалида, имеющего заболевание, входящее в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно в силу ст. № ЖК РФ имеет право на вне очередное получение жилья. В соответствии с Положением о порядке управления объектами муниципальной собственности г. Тольятти, утвержденным Постановлением Тольяттинской городской Думы № 916 от 05.11.2003 года управление жилищным Фондом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляют мэрия г. Тольятти, а также администрации районов в пределах их полномочий или уполномоченные ими лица (п. 5.2.3). К полномочиям мэрии г. Тольятти относится управление и распоряжение муниципальной собственностью (п.2.3). Тем самым, мэрия г. Тольятти, выступая собственником, в полной мере осуществляет права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе и жилым фондом на территории г. Тольятти. Данные положения закреплены и в Уставе г. Тольятти. Так в соответствии со ст. 44 Устава г. Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии г. Тольятти. При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти. Доводы представителя Мэрии г.о. Тольятти о том, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу согласно очередности льготников соответствующей категории, суд не может принять во внимание, поскольку они не имеют под собой правового обоснования. Ссылка представителя мэрии г.о. Тольятти на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами Закона Самарской области от 24.10.2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» - в пределах выделенных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан. Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов. Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право истца на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на учет нуждающихся. Истец в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истца жильем. Обеспечение истца жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от выделения субвенций и других обстоятельств, поскольку ФЗ «<данные изъяты>» является нормой прямого действия на всей территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади <данные изъяты> и семьям, имеющим <данные изъяты>. На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти обеспечить истца жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи № человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск удовлетворить. Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Вафиной ФИО10 жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи № человека по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти. Мотивированное решение изготовлено 25.04.2011 г. Председательствующий М.В.Волкова