о ликвидации организации



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Бородиной Л.А.

при секретаре Галановой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области к Негосударственному образовательному учреждению начального профессионального образования «ЮНОНА ВАНД» о ликвидации,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области обратилось в суд с иском к НОУ НПО «ЮНОНА ВАНД» о ликвидации, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ года под ведомственным регистрационным номером Главным управлением ФРС по Самарской области было зарегистрировано Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования «ЮНОНА ВАНД». Запись о создании данного учреждения внесена в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ года за основным государственным регистрационным номером . Начиная с момента регистрации ответчик не предоставляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, что является нарушением требований ст. 32 ФЗ РФ от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и дает основания для обращения в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. Просят ликвидировать Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования «ЮНОНА ВАНД».

Представитель ответчика Негосударственного образовательного учреждения начального профессионального образования «ЮНОНА ВАНД» Бегзи А.Д., действующий по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что организация до настоящего времени осуществляет свою некоммерческую деятельность, регулярно отчитывается в налоговые органы г. Тольятти, в организации работают семь сотрудников, которые получают заработную плату. В настоящее время организацией в Управление Министерства юстиции по Самарской области представлены отчеты о деятельности организации за период с 2005 по 2010 годы.

Представитель УФНС РФ по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений на иск не представили.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 32 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 года некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 данной статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки предоставления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Регистрация Негосударственного образовательного учреждения начального профессионального образования «ЮНОНА ВАНД» подтверждается копией Устава и решением учредителя от ДД.ММ.ГГГГ года.

Управлением Министерства юстиции по Самарской области в адрес ответчика направлялось предупреждение (исх. № 03-32-5122/09 от 27.10.2009 года), в котором указано, что ответчик с 2007 года не предоставляет информации о продолжении своей деятельности, чем нарушает ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» и предложено устранить данные нарушения в течение месяца со дня получения предупреждения.

Согласно ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским Кодексом Российской Федерации, настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.

Основания для принятия судом решения о ликвидации юридического лиц предусмотрены ст. 61 ГК РФ.

На основании п. 2 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 года № 14-П по делу о проверке конституционности положений ст. 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского Кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в п. 2 статьи 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушениях обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо не может быть ликвидировано лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.

Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушение действующего законодательства должна применять в соответствий с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенных юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Суд считает, что нарушения, на которые ссылался истец в обоснование заявленных требований, по своему характеру не являются неустранимыми и столь существенными, чтобы повлечь ликвидацию некоммерческой организации.

Как следует из материалов дела и пояснений представителя ответчика, Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования «ЮНОНА ВАНД» осуществляет свою деятельность с 2005 года.

Согласно Устава основным видом деятельности учреждения является реализация образовательных программ дополнительного образования, профессиональной подготовки и начального профессионального образования.

Однократное за весь период деятельности организации предписание Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области от 27.10.2009 года ответчик не получал, оно было возвращено за истечением срока хранения, что подтверждается отметкой на почтовом уведомлении.

Так же судом установлено, что в НОУ НПО «ЮНОНА ВАНД» осуществляют образовательную деятельность 7 сотрудников, которые в случае ликвидации организации, останутся без работы.

Кроме того, из пояснений представителя ответчика следует, что необходимые сведения о деятельности организации за 2005-2010 годы (отчеты о деятельности организации, сведения о персональном составе руководящих органов и о расходовании денежных средств и использовании иного имущества) в настоящее время представлены в Управление Министерства юстиции ОФ по Самарской области. Данные обстоятельства подтверждаются копиями отчетов и отметками об их получении на сопроводительных письмах от 13.07.2011 года и 11.08.2011 года. То есть, имевшие место нарушения законодательства, ответчиком в полной мере устранены.

Таким образом, суд считает, что в удовлетворении требований о ликвидации НОУ НПО «ЮНОНА ВАНД» следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области к Негосударственному образовательному учреждению начального профессионального образования «ЮНОНА ВАНД» о ликвидации – ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный райсуд г. Тольятти.

Председательствующий: