о предоставлении вне очереди жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 августа 2011 года Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Марковой Н.В.,

помощника прокурора Центрального района г.о. Тольятти Фаниной О.М.,

при секретаре Тормозовой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3685/11г. по иску Прокурора Центрального района г. Тольятти в интересах Дзигуновой Е.В. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Центрального района г. Тольятти в интересах Дзигуновой Е.В. обратился в суд с указанным иском. Просил обязать Мэрию городского округа Тольятти и предоставить Дзигуновой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи 1 человек.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г.Тольятти Фанина О.М. исковые требования поддержала и пояснила, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части не обеспечения вне очереди жилым помещением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Дзигунова Е.В. осталась без попечения родителей, ее мать – Дзигунова И.С. умерла 16.01.1998 года, сведения об отце внесены по заявлению матери несовершеннолетней. В настоящее время Дзигунова Е.В. не имеет закрепленного жилья, в связи с чем распоряжение мэра г.о. Тольятти № 8567-р/4 от 08.09.2009 года Дзигунова Е.В. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Дзигунова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи 1 человек.

Представитель Мэрии городского округа Тольятти Каштанова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что Дзигунова Е.В. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ. В соответствии с действующим жилищным законодательством порядок учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Пунктом 5 ч.2 ст.2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» от 24.10.2006г. №115 - ГД на орган местною самоуправления возложена обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях граждан раздельно по каждой из категорий. Таким образом, законом предусмотрено наличие очереди среди каждой категории граждан, в том числе среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полагает, что необходимо учитывать наличие списка очередников, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий, в котором состоит истец. Поскольку правовыми актами не установлен определенный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено истцу, считает, что предоставление жилья должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ним. В связи с указанными обстоятельствами, полагает, что истец должен претендовать на получение жилого помещения в порядке установленной очередности. Кроме того, считает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как Мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля Голощаповой Е.Е., суд считает, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2, ч.1 ст.45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.

Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии со п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

Судом установлено, что Дзигунова Е.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, в графе «отец» указан Дзигунов В.Ф., в графе «мать» указана Дзигунова И.С., что также подтверждается справкой об имеющейся записи акта о рождении № 254 от 18.08.1988 года.

Из свидетельства о смерти № 426039 от 21.01.1998 года видно, что мать несовершеннолетней Дзигуновой Е.В. – Дзигунова И.С. умерла 16.01.1991 года.

Согласно справке № 919 от 20.05.2009 года видно, что Дзигунова Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на первичном учете детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в МУ «Управление по вопросам семьи, материнства и детства администрации муниципального района Ставропольский Самарской области».

Постановлением Администрации Центрального района г. Тольятти Самарской области от 07.08.2000 года № 1678 Бармина Н.Ю. назначена опекуном несовершеннолетней Дзигуновой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Распоряжением главы Ставропольского района от 25.08.2003 года № 1598 Бармина Н.Ю. освобождена от исполнения обязанности опекуна над Дзигуновой Е.В.

Распоряжением главы Ставропольского района от 01.10.2003 года № 1985 и Приказом № 61 от 13.10.2003 года Дзигунова Е.В. направлена в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зачислена в ГОУ - Детский дом № 9, на полное государственное обеспечение, что также подтверждается справками, согласно которым несовершеннолетняя в период с 13.10.2003 года по 03.09.2004 года являлась воспитанником Богдановского детского дома № 9.

Актом передачи воспитанников Богдановского д/дома № 9 Дзигунова Е.В.на основании приказа № 205-од от 11.06.2004 года Министерства образования и науки Самарской области передана в ТСЭК г. Тольятти.

Более того, в период с 01.09.1996 года по 01.06.2004 года Дзигунова Е.В. обучалась в МОУСО школе с. Верхний Сускан Ставропольского района Самарской области. Согласно справок № 3541 от 23.09.2009 года и № 24-арх от 01.08.2011 года Дзигунова Е.В. обучалась в ГОУ СПО «Тольяттинский индустриально-педагогический колледж» в период с 01.09.2009 года по 26.08.2010 года.

Таким образом, пребывание Дзигуновой Е.В. в образовательных учреждениях на полном государственном обеспечении закончилось, и в настоящее время она не обеспечена жилым помещением. То обстоятельство, что у Дзигуновой Е.В. отсутствует жилье, решением от 26.01.2009 года, подтверждается справкой МП «Инвентаризатор» № 3/24 от 29.07.2011 года и уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 25.07.2011 года № 09/907/2011-1662, сообщением УФРС по Оренбургской области Ясненского района от 27.07.2009 года № 38/005/2009-297, справкой Ясненского филиала ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» от 04.08.2009 года из которых видно, что в реестре собственников Дзигунова Е.В. не значится и право приватизации в г.Тольятти, а также в Оренбургской области не использовала, в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о регистрации ее права на объекты недвижимого имущества.

Более того, согласно справок ГУ МВД России по Самарской области У МВД России по городу Тольятти Отдел полиции № 24 и ТОС № 18 Дзигунова Е.В. не имеет регистрацию в г. Тольятти, проживает по адресу: г. Тольятти, ул. Победы, <адрес> совместно с Г. Указанное обстоятельство подтверждается показаниями самой Г. допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля.

Согласно выписке из распоряжения мэра № 8567-р/4 от 08.09.2009 года «О рассмотрении жилищных вопросов» усматривается, что с 27.08.2009 года Дзигунова Е.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договорам социального найма, с составом семьи 1 человек.

Представитель ответчика не оспаривает, что истец с 27.08.2009 года состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Представитель ответчика также не оспаривает право Дзигуновой Е.В. на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу согласно очередности, соответствующей категории граждан, и за счет бюджета Самарской области путем предоставления субвенций.

Однако указанные доводы ответчика не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Ссылка представителя ответчика на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами Закона Самарской области, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.

В соответствии с ч. 1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договора социального найма предоставляются вне очереди.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Таким образом, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий.

Доводы представителя ответчика о том, что жилищное законодательство не регламентирует обязанность органа местного самоуправления предоставлять внеочередникам жилье по договору социального найма не состоятельны, поскольку статьи 6, 57 ЖК РФ прямо указывают на статус жилого помещения, подлежащего предоставлению данной категории граждан (по договору социального найма).

Порядок регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение жильем, а так же лиц из их числа определен Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Гарантии прав указанной категории граждан на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» мэрия г.о.Тольятти наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.

На основании ч.1 ст. 2 Закона Самарской области от 05.03.2005г. № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделяются государственными полномочиями в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Кроме того, Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008г. № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. Мэрия г.о.Тольятти ежегодно до 1 февраля формирует списки о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не позднее 15 февраля представляют их в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

В соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Доводы ответчика о том, что в муниципальном жилищном фонде г.о.Тольятти жилые помещения отсутствуют, в связи с чем Мэрия не имеет возможности предоставить жилое помещение Дзигуновой Е.В. по договору социального найма, суд не может принять во внимание, поскольку они не подтверждены материалами дела. Поскольку мэрия г.о.Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций, дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно. Таким образом, мэрия г.о.Тольятти имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий и плановый год. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.

В соответствии с п. 8 ст. 37 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти.

При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск удовлетворить.

Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Дзигуновой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ, вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи 1 человек.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный райсуд г.Тольятти в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23.08.2011 года.

Председательствующий: