о предоставлении вне очереди жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 августа 2011 года Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Марковой Н.В.,

помощника прокурора Центрального района г.о. Тольятти Фаниной О.М.,

при секретаре Тормозовой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3760/11г. по иску Прокурора Центрального района г. Тольятти в интересах Сараева А.В. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Центрального района г. Тольятти в интересах Сараева А.В. обратился в суд с указанным иском. Просил обязать Мэрию городского округа Тольятти и предоставить Сараеву А.В. 22.10.1989 года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи 1 человек.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г.Тольятти Фанина О.М. исковые требования поддержала и пояснила, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части не обеспечения вне очереди жилым помещением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Сараев А.В. остался без попечения родителей, его мать – Сараева А.В. умерла 16.12.1994 года, отец – Сараев В.А. решением Автозаводского районного суда г. Тольятти от 01.04.1997 года. В настоящее время Сараев А.В. не имеет закрепленного жилья, в связи с чем постановлением мэра г.о. Тольятти № 4047-1/П от 11.12.2007 года Сараев А.В. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.

Сараев А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи 1 человек.

Представитель Мэрии городского округа Тольятти Каштанова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что Сараев А.В. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ. В соответствии с действующим жилищным законодательством порядок учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Пунктом 5 ч.2 ст.2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» от 24.10.2006г. №115 - ГД на орган местною самоуправления возложена обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях граждан раздельно по каждой из категорий. Таким образом, законом предусмотрено наличие очереди среди каждой категории граждан, в том числе среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полагает, что необходимо учитывать наличие списка очередников, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий, в котором состоит истец. Поскольку правовыми актами не установлен определенный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено истцу, считает, что предоставление жилья должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ним. В связи с указанными обстоятельствами, полагает, что истец должен претендовать на получение жилого помещения в порядке установленной очередности. Кроме того, считает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как Мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2, ч.1 ст.45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.

Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии со п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

Судом установлено, что Сараев А.В. родился 22.10.1989 года, в графе «отец» указан Сараев В.А., в графе «мать» указана Сараева А.В., в графе «отец» указан Сараев В.А., что подтверждается свидетельством о рождении № 311950 от 30.10.1989 года.

Из свидетельства о смерти № 276813 от 30.12.1994 года видно, что мать несовершеннолетнего Сараева А.В. – Сараева А.В. умерла 16.12.1994 года.

Согласно выписки из решения Автозаводского районного суда г. Тольятти от 01.04.1997 года Сараев А.В. лишен родительских прав в отношении Сараева В., 1981 года рождения, Сараевой М., 1994 года рождения, Сараева А., 1989 года рождения.

Постановлением Администрации Автозаводского района г. Тольятти от 12.04.1996 года № 1017/4 над несовершеннолетним Сараевым А.В., 22.10.1989 года рождения, установлена опека. Опекуном несовершеннолетнего назначена П.

Постановлением Администрации Автозаводского района г. Тольятти от 20.09.1996 года № 3113/9 отменена опека П. над несовершеннолетним Сараевым А.А.

Постановлением Администрации Автозаводского района г. Тольятти от 28.10.1996 года № 2462 над несовершеннолетним Сараевым А.В., 22.10.1989 года рождения, установлена опека. Опекуном несовершеннолетнего назначена Е.

Постановлением Администрации Автозаводского района г. Тольятти от 21.04.2000 года № 1341 Е. освобождена от обязанностей опекуна над несовершеннолетним Сараевым А.А.

Постановлением Администрации Автозаводского района г. Тольятти от 21.04.2000 года № 1343 над несовершеннолетним Сараевым А.В., 22.10.1989 года рождения, установлена опека. Опекуном несовершеннолетнего назначена П.

Согласно справке № 159 от 08.10.2007 года в период с 01.09.1997 года по 21.06.2004 года Сараев А.В. обучался в МОУ школе № 24 г. Тольятти.

Из краткой характеристики видно, что в период с 01.09.1997 года по 21.06.2004 года Сараев А.В. обучался в МОУ СОШ № 24 г. Тольятти.

Согласно справке от № 008 от 03.09.2007 года обучался в ГОУ СПО «Тольяттинского техникума городского хозяйства и строительных технологий» по профессии «каменщик», что подтверждается свидетельством АВ № 451118.

Таким образом, пребывание Сараева А.В. в образовательных учреждениях на полном государственном обеспечении закончилось, и в настоящее время он не обеспечен жилым помещением. То обстоятельство, что у Сараева А.В. отсутствует жилье, подтверждается справкой МП «Инвентаризатор» № 3/24 от 29.07.2011 года и уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 25.07.2011 года № 09/907/2011-1663, справкой Отдела семьи, материнства и детства администрации Центрального района г. Тольятти Самарской области № 836 из которых видно, что в реестре собственников Сараев А.В. не значится и право приватизации в г.Тольятти не использовал, в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о регистрации его права на объекты недвижимого имущества.

Кроме того, согласно постановлению Администрации Автозаводского района г. Тольятти от 16.10.1996 года № 3454/10 отменен п.3 постановлений № 1017/4, № 1018/4, № 1019/4 от 12.04.1996 года «О сохранении права на жилье за несовершеннолетними Сараевым Виктором, рождения 09.11.1981 года, Сараевой Марией, рождения 11.01.19984 года, Сараевым Алексеем, 22.10.1989 года, по адресу: г. Тольятти, ул. Дзержинского, <адрес>

Из выписки из поквартирной карточки и копии паспорта, выданного на имя Сараева А.В., видно, что несовершеннолетний зарегистрирован по адресу: г. Тольятти, Молодежный б-р, <адрес>

Согласно выписке из постановления мэра № 4047-1/П от 11.12.2007 года «О рассмотрении жилищных вопросов» усматривается, что с 05.12.2007 года Сараев А.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договорам социального найма, с составом семьи 1 человек.

Представитель ответчика не оспаривает, что истец с 05.12.2007 года состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Представитель ответчика также не оспаривает право Сараева А.В. на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу согласно очередности, соответствующей категории граждан, и за счет бюджета Самарской области путем предоставления субвенций.

Однако указанные доводы ответчика не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Ссылка представителя ответчика на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами Закона Самарской области, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.

В соответствии с ч. 1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договора социального найма предоставляются вне очереди.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Таким образом, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий.

Доводы представителя ответчика о том, что жилищное законодательство не регламентирует обязанность органа местного самоуправления предоставлять внеочередникам жилье по договору социального найма не состоятельны, поскольку статьи 6, 57 ЖК РФ прямо указывают на статус жилого помещения, подлежащего предоставлению данной категории граждан (по договору социального найма).

Порядок регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение жильем, а так же лиц из их числа определен Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Гарантии прав указанной категории граждан на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» мэрия г.о.Тольятти наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.

На основании ч.1 ст. 2 Закона Самарской области от 05.03.2005г. № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделяются государственными полномочиями в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Кроме того, Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008г. № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. Мэрия г.о.Тольятти ежегодно до 1 февраля формирует списки о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не позднее 15 февраля представляют их в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

В соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Доводы ответчика о том, что в муниципальном жилищном фонде г.о.Тольятти жилые помещения отсутствуют, в связи с чем Мэрия не имеет возможности предоставить жилое помещение Сараеву А.В. по договору социального найма, суд не может принять во внимание, поскольку они не подтверждены материалами дела. Поскольку мэрия г.о.Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций, дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно. Таким образом, мэрия г.о.Тольятти имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий и плановый год. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.

В соответствии с п. 8 ст. 37 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти.

При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск удовлетворить.

Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Сараеву А.В., 22.10.1989 года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи 1 человек.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный райсуд г.Тольятти в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 02.09.2011 года.

Председательствующий: