РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 августа 2011 г. Центральный районный суд г. Тольятти в составе председательствующего судьи Панкратовой Т.В. при секретаре Колесниковой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО3, действующей в интересах себя и несовершеннолетних Артюшиной Э.В., Артюшиной А.Д. к Территориальному управлению государственным имуществом по Самарской области о признании права пользования жилым помещением и понуждении к заключению договора социального найма, установил: Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании права пользования жилым помещением на основании договора социального найма за ней и её несовершеннолетними детьми и понуждении к заключению договора социального найма. В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддержав заявленные требования. Ранее пояснил суду, что истец в установленном законом порядке был вселен в качестве члена семьи ФИО11 и ФИО7, которые по его иску были признаны утратившими право на данное жилое помещение в связи с выездом из него. Имущество является государственной собственностью, однако, ответчик отказывает в заключении договора социального найма, т.к. истец не является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Считают, что право пользования спорным жилым помещением на основании договора социального найма истец и члены её семьи приобрели в 2004 г. и требования подлежат удовлетворению. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия, предоставив отзыв на исковое заявление, из которого видно, что по договору социального найма может быть предоставлено жилое помещение гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Однако истец таковым не признан и на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, в связи с чем договор социального найма с ними не может быть заключен. Представитель мэрии г.о. Тольятти считает, что иск не подлежит удовлетворению, т.к. жилые помещения предоставляются в порядке очередности лицам, состоящим на учете в целях предоставления жилого помещения. Истец в установленном порядке не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, на учете не состоит и не состоял на момент вселения его в жилое помещение, в связи с чем не приобрел право пользования жилым помещением на основании договора социального найма. Представитель АОА ПЖРТ не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Ранее пояснил суду, что никаких документов, подтверждающих полномочия ПЖРТ на заключение договоров социального найма не сохранилось, на каком основании был заключен договор найма в 2005 г. пояснить не может. Суд, выслушав и исследовав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что истец проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается решением Центрального районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ, из которого видно, что истец была вселена в данное жилое помещение в качестве членов семьи ФИО8, ФИО11 и приобрела равные с ними права. Из представленных суду документов видно, что спорная квартира по договору о безвозмездной передаче квартир в собственность от 1.03.1995 г. была передана в собственность ФИО9, умершего ДД.ММ.ГГГГ В силу ст. 527 ГК РСФСР и ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество переходит в собственность государства. 25.11.1999 г. на спорную квартиру, являющуюся выморочным имуществом, выдано свидетельство о праве на наследство государству в лице Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Тольятти и государство приобрело право собственности на данное имущество со дня открытия наследства, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ Из пояснений представителя истца видно, что спорное жилое помещение было передано ФИО8, ФИО11, которые в последствии вселили истца, 21.12.1999 г. по договору доверительного управления администрацией Центрального района. Согласно ст. 1014 ГК РФ учредителем доверительного управления является собственник имущества. В силу ст. 1017 ГК РФ передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на данное имущество. Однако, договор доверительного управления в установленном порядке зарегистрирован не был, а в соответствии со ст. 165 ГК РФ несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет её недействительность. Такая сделка является ничтожной. Судом установлено, что 18.02.2005 г. между ОАО «ПЖРТ» и ФИО11 был заключен договор найма спорного жилого помещения, согласно которому вместе с нанимателем предоставлено право проживать истцу и ФИО10 (дочери истца). Согласно п.1.1 указанное договора жилое помещение предоставляется не по договору найма, а во временное пользование. Согласно ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. Истцом не предоставлено доказательств того, что спорное жилое помещение предоставлено лицом, имеющим на это полномочия. Согласно ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. На момент заключения договора найма действовал ЖК РСФСР. Согласно ст. 6 ЖК РСФСР государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Согласно ст. 28 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Согласно ст. 30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию. Согласно ст. 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме. Согласно ст. 42 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете из депутатов Советов, представителей общественных организаций, трудовых коллективов. Согласно ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. В соответствии со ст. 51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение. Из пояснений представителя истца видно, что в силу ст. 69 (ст. 53 ЖК РСФСР) члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что ФИО11 и ФИО12, которые на основании решения суда признаны утратившими право на данное помещение, в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий не значатся. Из пояснений представителя истца видно, что основанием для вселения указанных лиц являлся не ордер, который на момент вселения указанных граждан являлся единственным основанием для вселения, а договор доверительного управления, который является гражданско-правовым договором и не является основанием для заключения с лицами, которым жилое помещение передано в доверительное управление, заключения договора социального найма. Из договора найма, заключенного в 2005 г. также не видно, что являлось основанием для проживания граждан в спорном жилом помещении, находящимся в собственности государства. Кроме того, из данного договора видно, что спорное жилое помещение предоставлено для временного проживания. Из пояснений представителя истца видно, что ордер на данное жилое помещение не выдавался, уполномоченный орган решение о предоставлении им жилого помещения на основании договора социального найма не принимал. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления в порядке определенном ЖК РФ. Таким образом, в соответствии с ранее действовавшим законодательством и законодательством, действующим на момент рассмотрения спора, жилые помещения по договору социального найма предоставляются только лицам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятым в установленном порядке на учет в порядке очередности. Сам по себе факт отсутствия другого жилого помещения и факт проживания в спорном помещении без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении данного жилого помещения не является основанием для признания права пользования жилым помещением на основании договора социального найма и понуждения заключения данного договора. В судебном заседании установлено, что истец и члены её семьи в орган местного самоуправления с заявлением о постановке их учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не обращались, на учете не состоят, также как не состояли на данном учете лица, вселившие их, в связи с чем отсутствуют основания для признания за ними права пользования спорным жилым помещением по договору социального найма и основания для понуждения ответчика заключить с ними договора социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В иске Артюшиной <данные изъяты> отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение 10 жней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 23 августа 2011 г. Председательствующий: