РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 августа 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего Сметаниной О.Н. при секретаре Васильевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, установил: Прокурор г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействия органа местного самоуправления – мэрии г.о. Тольятти по неисполнению протеста прокурора г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления мэрии г.о. Тольятти от 18.02.2010г. № 404-п/1 «Об утверждении перечня земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования мест размещения объектов» незаконным, об обязании мэрии г.о. Тольятти исполнить требования протеста прокурора г. Тольятти от 23.05.2010г. Помощник прокурора г. Тольятти Волков А.В. в судебном заседании заявление поддержал. Суду пояснил, что прокуратурой города Тольятти в ходе осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и законов на территории Российской Федерации установлено, что постановление мэрии г.о. Тольятти от 18.02.2010г. № 404-п/1 «Об утверждении перечня земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объектов» в части включения земельных участков в перечень, предлагаемых для выставления на торги до их формирования, противоречит действующему законодательству. Данное постановление определяет не перечень случаев, когда предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах, а перечень конкретных земельных участков, что нарушает процедуру предоставления земельных участков без предварительного согласования. 23.05.2011г. прокурором г. Тольятти принесен протест на постановление мэра г.о. Тольятти от 18.02.2010г. № 404-п/1 с требованием об его отмене. Однако до настоящего времени требования прокурора не исполнены. Считает, что бездействие мэрии г.о. Тольятти нарушает права неопределенного круга лиц на приобретение земельных участков, указанных в постановлении мэра г.о. Тольятти от 18.02.2010г. № 404-п/1 путем процедуры предварительного согласования. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании этого постановления как решения органа местного самоуправления противоречащим закону. Просит удовлетворить требования в полном объеме. Представитель заинтересованного лица Мэрии г.о. Тольятти Кеваев А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с заявлением не согласился. Суду пояснил, что порядок совершения действий, необходимых для предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, установлен постановлением мэрии г.о. Тольятти от 23.06.2009г. № 1442-п/1 «О Регламенте прохождения документов при предоставлении земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта на территории г.о. Тольятти». Пунктами 5 и 6 указанного Регламента предусмотрено принятие постановления о формировании земельных участков на торги. На основании данного постановления в последующем по каждому конкретному земельному участку комиссией принимается решение о формировании земельного участка для целей строительства или об отсутствии целесообразности формирования земельного участка для строительства, или о целесообразности принятия решения о резервировании земельного участка для муниципальных нужд. Постановление мэрии г.о. Тольятти от 18.02.2010г. № 404п/1 «Об утверждении перечня земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объектов» было принято в соответствии с указанным Регламентом. Судебная практика подтверждает необходимость проведения торгов при предоставлении земельного участка в случае наличия двух и более заявок на предоставление земельного участка для строительства. Утвердив перечень земельных участков, которые будут предоставляться на торгах, мэрия г.о. Тольятти тем самым заявила о возможности и целесообразности использования конкретного земельного участка, включенного в этот перечень, для строительства. Оспариваемое постановление, по сути, представляет собой заявление о предоставлении земельного участка, поэтому оснований для удовлетворения протеста, а также отмены постановления мэрии г.о. Тольятти от 18.02.2010г. № 404-п/1 «Об утверждении перечня земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объектов» не имеется. Кроме того, прокурором не представлено доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемым постановлением чьих-либо прав. С учетом указанного, просит в удовлетворении требований прокурора г. Тольятти отказать в полном объеме. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Судом установлено, что 18.02.2010г. мэрией г.о. Тольятти вынесено постановление № 404-п/1 «Об утверждении перечня земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объектов». Данное постановление было опубликовано на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет portal.tgl.ru, что подтверждается сообщением мэрии г.о. Тольятти № 5913/1 от 29.06.2011г., является решением органа местного самоуправления. Не согласившись с постановлением мэрии г.о. Тольятти от 18.02.2010г. № 404-п/1 «Об утверждении перечня земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объектов», прокурор г. Тольятти 23. 05.2011 года направил мэрии г.о. Тольятти представление, в котором указал на несоответствие постановления действующему законодательству с требованием отменить его и в течении 10 дней со дня получения протеста сообщить в прокуратуру г. Тольятти о рассмотрении протеста и принятых мерах. Заявитель пояснил, что до настоящего времени протест не исполнен, постановление мэрии г.о. Тольятти от 18.02.2010г. № 404-п/1 не отменено. Суд не может согласиться с доводами заявителя. Из материалов дела видно, что 03.06.2011 года мэром г. Тольятти в адрес прокурора г.Тольятти был направлен ответ, из которого видно, что протест от 23.05.2011 года рассмотрен по существу, оснований для отмены постановления от 18.02.2010г. № 404-п/1 «Об утверждении перечня земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объектов» не установлено. Вышеизложенное опровергает доводы заявителя о бездействии мэрии г.о. Тольятти по неисполнению протеста прокурора г.о. Тольятти от 23.05.2011 года. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Прокурором г. Тольятти не представлены суду доказательства нарушения прав и свобод конкретного лица, либо конкретных прав и свобод неопределенного круга лиц. Вместе с тем, 23.06.2009г. мэрией г.о. Тольятти вынесено постановление № 1442-п/1 «О Регламенте прохождения документов при предоставлении земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта на территории городского округа Тольятти», которое было дополнено постановлением мэра г.о. Тольятти от 31.01.2011г. № 233-п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти от 23.06.2009г. № 1442-п/1 «О Регламенте прохождения документов при предоставлении земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта на территории городского округа Тольятти», из которого следует, что управление архитектуры и градостроительства выявляет земельные участки на территории г.о.Тольятти, пригодные для целей строительства и определяет виды их разрешенного использования, после чего готовит проект постановления мэрии о формировании земельных участков на торги. Материалы по земельным участкам рассматриваются комиссией при мэрии г.о. Тольятти по рассмотрению вопросов, связанных с формированием земельных участков на торги, и по результатам принимается одно из решений: о формировании земельного участка для целей строительства с определением вида разрешенного использования; об отсутствии целесообразности формирования земельного участка для целей строительства; о целесообразности принятия решения о резервировании земельного участка для муниципальных нужд. Доводы заявителя о том, что постановление мэрии г.о. Тольятти от 18.02.2010 года № 404-п/1 определяет перечень конкретных земельных участков, что нарушает п.1.2. ч. ст.30 ЗК РФ, согласно которому органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах, суд не может принять во внимание, так как во исполнение указанного требования закона принято Постановление мэрии г.о. Тольятти от 24.12.2010 года № 3790-п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах». При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора г.Тольятти удовлетворению не подлежат так как отсутствует факт бездействия со стороны мэрии г.о. Тольятти, противоречащий закону, а оспариваемое постановление мэрии г.о. Тольятти от 18.02.2010г. № 404п/1 «Об утверждении перечня земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объектов» не нарушает права и свободы гражданина, организации либо неопределенного круга лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст.12, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд, решил: В удовлетворении заявления Прокурора г. Тольятти о признании бездействия органа местного самоуправления – мэрии г.о. Тольятти по неисполнению протеста прокурора г. Тольятти от 23.05.2011г. об отмене постановления мэрии г.о. Тольятти от 18.02.2010г. № 404-п/1 «Об утверждении перечня земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объектов» и об обязании мэрии г.о. Тольятти исполнить требования протеста прокурора г. Тольятти от 23.03.2011г. – отказать. Решение суда может быть обжаловано, на него может быть подано кассационное представление в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено __________________________ Председательствующий Сметанина О.Н.