РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 августа 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе: председательствующего Сметаниной О.Н. при секретаре Васильевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Центрального района г. Тольятти, в интересах неопределенного круга лиц, к ГСК ОУ детский дом №6 «Ласточка», Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, установил: Прокурор Центрального района г.Тольятти обратился в суд с иском, в котором просил обязать ответчиков устранить нарушение законодательства по обеспечению требований санитарно-эпидемиологических норм, в обоснование иска указал, что прокуратурой Центрального района г.Тольятти в рамках осуществления надзора за соблюдением прав на охрану жизни и здоровья несовершеннолетних детей проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ГСК ОУ детский дом № 6 «Ласточка», расположенном по <адрес> в целях создания безопасных условий проживания и обучения воспитанников и работающего персонала, в ходе которой выявлены нарушения СП 990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», о чем был составлен акт проверки. Самостоятельно ГС К ОУ детский дом № 6 «Ласточка» не может устранить указанные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, а также в связи с отсутствием собственных средств и бюджетным финансированием. В соответствии с Уставом учредителями учреждения является Самарская область в лице: Министерства образования и науки Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области. Согласно положению о Министерстве имущественных отношений Самарской области, утвержденном постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 года № 79, именно Министерство Самарской области на праве оперативного управления от 25.06.2007г. № 94 о/у Министерство осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закрепленного на праве оперативного управлению имущественных отношений, являющееся органом исполнительной власти Самарской области образовано в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области. Министерство осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закрепленного на праве оперативного управлению, в соответствии с п.3.1 договора об использовании имущество Самарской области на праве оперативного управления от 25.06.2007г. № 94 о/у. В судебном заседании представитель истца пом. прокурора Центрального района г.Тольятти Фанина О.М., действующая на основании поручения, исковые требования поддержала, просила обязать ответчиков устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: 1) установить металлический теневой навес для защиты детей от солнца и осадков площадью не менее 40 кв.м на территории групповой площадки; заменить существующее асфальтовое покрытие на деревянное; деревянные полы установить на расстоянии не менее 15 см от земли. 2) расположить хозяйственную зону на границе земельного участка вдали от групповых и физкультурных площадок и изолировать ее от остальной территории зелеными насаждениями; оборудовать специальную бетонированную площадку (размером превышающим площадь мусоросборника не менее чем на 1,5 м с каждой из сторон) для установки мусоросборника в хозяйственной зоне на расстоянии не менее 25 м от здания. 3) выделить следующие помещения для детей дошкольного возраста: комната для сушки одежды и обуви, комната для стирки и сушки мелких вещей, комната для глажения и чистки одежды. Для детей школьного возраста выделить следующие помещения: комната для сушки одежды и обуви, комната для стирки и сушки мелких вещей, комната для глажения и чистки одежды. Выделить раздевальные помещения для детей дошкольного возраста площадью 16 кв.м., для детей школьного возраста площадью 18 кв.м. Выделить спальни для детей дошкольного возраста из расчета 3,0 кв.м. на одного ребенка. Выделить раздельные спальни для девочек и мальчиков из расчета 6,0 кв.м. на одного ребенка. 4. в соответствие с нормами СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выделить помещение под спортивный зал площадью не менее 162 кв.м путем проведения реконструкции существующих помещений либо построить пристрой к зданию для спортивного зала. 5. выполнить проем в стене существующего здания прачечной в целях обеспечения отдельными входами помещения для сдачи грязного и получения чистого белья. 6. медицинские помещения разместить в изолированном блоке, привести состав помещений в соответствие с таблицей 2.2 п.2.2.2.12 СП 2.4.990-00. 7. обеспечить работу пищеблока на полуфабрикатах, в соответствии с проектом. 8. выделить обеденный зал для приема пищи из расчета 1,5 кв.м. на одно место для школьников и 1,0 кв.м. для детей дошкольного возраста. 9. в групповой группы № 2 и раздевальной группы № 2, в раздевальной группы № 4 заменить существующее покрытие стен на материал, допускающий обработку влажным способом и дезинфекцию. 10. облицевать керамической глазурованной плиткой стену около моечных ванн в группе № 2 на высоту 1,6 м от пола. 11. в групповых для детей старшего и подготовительного возраста установить двухместные столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов в соответствии со списочным составом детей старшего и подготовительного возраста; в комнате для приготовления уроков промаркировать мебель в соответствии с ростом занимающихся детей. 12. в комнате для приготовления уроков, кабинете дефектолога установить парты на расстояние не менее 2,5 м от доски. 13. выделить буфетные в детском доме и оборудовать их двухгнездными мойками в соответствии с количеством функционирующих групп детского дома; в группе № 4 для сушки и хранения посуды установить подвесные сушилки и шкафы в количестве достаточным для сушки и хранения используемой в группе посуды. 14. кровати в спальных помещениях расставить с соблюдением минимальных разрывов; между длинными сторонами кроватей - не менее 0,65 м, от наружных стен – не менее 0,6 м, от отопительных приборов - не менее 0,2 м, между изголовьями двух кроватей - не менее 0,3-0,4 м, ширина центрального прохода между кроватями - не менее 1,1 м. Спальные комнаты оборудовать тумбочками и стульями в соответствии с числом проживающих в каждой спальной комнате. 15. огородить отопительные приборы съемными деревянными решетками в спальне группы № 5, санитарном узле № 5, в раздевалке группы № 4 в соответствии с числом отопительных приборов, не оборудованных решетками; 16. разделить потоки сырой и готовой продукции за счет функциональной расстановки оборудования в помещении столовой таким образом, чтобы планировочное решение помещений пищеблока предусматривало поточность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции. Для чего в помещении, где стоят холодильные камеры и установлена бытовая ванна оборудовать мясо - рыбный цех путем выноса холодильных камер, бытовой ванны и установки двухсекционной ванны для мяса и рыбы, переноса стола для сырой продукции из варочного цеха в мясо - рыбный цех. В варочном цехе установить двухсекционную ванну для мытья кухонной посуды, гигиеническую раковину для мытья рук, дополнительно установить стол для готовой продукции, стол для холодных закусок. 17. оборудовать складские помещения для хранения продуктов приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха согласно количеству складских помещений на пищеблоке в соответствии с приложением № 3 СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 18. установить на пищеблоке двухсекционную моечную ванну для мытья кухонной посуды и инвентаря. 19. оборудовать моечные ванны во всех групповых гибким шлангом с душевой насадкой для ополаскивания столовой посуды и термометрами для контроля температуры воды в соответствии с количеством моечных ванн, установленных в буфетных функционирующих групп детского дома. Представитель ответчика ГСК ОУ детский дом №6 «Ласточка» Панченко О.Н., действующая на основании приказа, иск не признала. Суду пояснила, что указанные в предписании от 28.05.2010 года № 18-05/382 нарушения устранены, за исключением пункта по оборудованию прачечной, по которому установленный срок для его выполнения не истек (до 01.08.2012 года). Представитель ответчика Министерства образования и науки Самарской области Нестерова С.В., действующая по доверенности, иск не признала, суду пояснила, что никаких приказов о проведении проверки 24.03.2011 года органом Роспотребнадзора, актов проверки и предписаний учреждению не были вручены. Указанные истцом нарушения основаны на справке должностного лица органа Роспотребнадзора от 24.03.2011 года, что не является надлежащим доказательством, поскольку законодатель установил иные документы, оформляемые при осуществлении проверок и свидетельствующие о фактах нарушения. До настоящего времени директору детского дома ни одного приказа о проведении проверки в этом году, а также акта проверки, оформляемого в двух экземплярах, не вручены. Требования по оборудованию прачечной считает преждевременными, поскольку срок для устранения этого нарушения не истек. В удовлетворении иска просила отказать. Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Самарской области не явился, о дне слушания дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из представленного письменного отзыва видно, что ответчик иск не признает, поскольку считает требования о возложении на Министерство имущественных отношений Самарской области обязанности как учредителя провести организационно-технические мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в детском доме незаконными и необоснованными. В удовлетворении иска просил отказать. Третье лицо Управление Роспотребнадзора по Самарской области о дне слушания дела извещено, представитель просил рассмотреть дело в его отсутствие. Исковые требования поддерживает. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст. 3 "Конвенции о правах ребенка", одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года ( вступила в силу для СССР 15.09.1990 года ) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. В соответствии со ст. 51, Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 18.07.2011) "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. В соответствии со ст.11,24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Судом установлено, что прокуратурой Центрального района г. Тольятти была проведена проверка исполнения администрацией образовательного учреждения ГС К ОУ детский дом № 6 «Ласточка», расположенном по <адрес> требований санитарно-эпидемиологического законодательства, что подтверждается Справкой от 24.03.2011 года. Из акта приемки здания (сооружения) видно, что капитальный ремонт здания детского дома № 6 по ул.50 лет Октября,14 в г. Тольятти начат в июле 1993 года и окончен 25.11.94 года, здание принято к эксплуатации 25.11.1994 года. Из этого следует, что здание запроектировано и построено в соответствии с ранее действовавшими требованиями, а также с учетом того, что выдано санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность учреждения (бессрочное). В соответствии со ст.14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий. Согласно ст.16 этого же закона, по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. Поскольку истцом не представлено приказа о проведении проверок санитарно-эпидемиологической безопасности Роспотребнадзора, акта, составленного по результатам проверки, предписания по устранению выявленных нарушений с указанием сроков устранения суд считает, что проверка санитарно-эпидемиологической безопасности в ГСК ОУ детский дом №6 «Ласточка» проведена с нарушением действующего законодательства. Вместе с тем, из Акта проверки и Предписания должностного лица Роспотребнадзора от 28.05.2010 № 18-05/382, видно, что в результате проверки проведенной 17 мая 2010 года на основании распоряжения заместителя начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Тольятти выявлены нарушения санитарного законодательства, в частности СП 2.4.990.0 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах интернатах для детей и детей - сирот, оставшихся без попечения родителей», СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», изложенные в 14 пунктах, с указанием срока исполнения. Из пояснений представителей ответчиков следует, что из 14 пунктов неисполненным остается только п. №3 (не оборудована прачечная), поскольку для устранения данного нарушения установлен срок до 01.08.2012 года, остальные нарушения устранены, что подтверждается письмом ГОУ СК детского дома № 6 «Ласточка» № 97 от 07.09.2010 года. Изложенное свидетельствует об отсутствии со стороны ответчика бездействия по выполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Таким образом, суд считает, что требования истца об устранении нарушений являются обоснованными только в части выполнения проема в стене существующего здания прачечной в целях обеспечения отдельными входами помещения для сдачи грязного и получения чистого белья (п. 2.2.2.10 СанПиН 2.4.1.990), поскольку это нарушение выявлено на основании предписания должностного лица Роспотребнадзора от 28.05.2010 № 18-05/382. Вместе с тем суд считает, что мероприятие по оборудованию прачечной - выполнение проема в стене в целях обеспечения отдельными входами прачечной для сдачи грязного и получения чистого белья, носит конструктивный характер, затрагивает несущую стену и может причинить вред зданию. Следовательно, требования в этой части могут быть удовлетворены только при наличии соответствующей экспертизы и получения надлежащей разрешительной документации. Истцом не представлено техническое заключение, подтверждающее, что устранение выявленных нарушений технически возможно, и не приведет к перепланировке здания, в результате которой будут затронуты несущие конструкции (элементы), что в последующем может привести к конструктивному нарушению целостности здания и его разрушению. Доводы истца о том, что выявленные нарушения подлежат устранению, в том числе и за счет средств собственников имущества Министерства имущественных отношений по Самарской области и Министерства образования и науки по Самарской области судом не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с Уставом ГСК ОУ детский дом «Ласточка» п.1.3. учредителями учреждения являются Министерство имущественных отношений по Самарской области и Министерство образования и науки по Самарской области. П.6.10 Устава указывает, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности ответственность по обязательствам Учреждения несет собственник имущества, закрепленного за Учреждением, в порядке, определенном законом. Однако судом установлено, что ни в адрес Министерства имущественных отношений по Самарской области, ни в адрес Министерства образования и науки по Самарской области предписания об устранении выявленных нарушений не выносилось, соответствующие акты проверок не направлялись. Кроме того, согласно Положения «О министерстве образования и науки Самарской области» на министерство образования и науки Самарской области возложены обязанности по «финансированию в пределах предусмотренных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальных и текущих расходов на образование и науку; осуществление контроля за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных средств». Положением о министерстве имущественных отношений Самарской области установлено, что министерство является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области. Обязанности по финансированию детского дома министерствами выполняются в полном объеме, финансирование детского дома осуществляется в пределах выделенных ассигнований из областного бюджета, в размере сумм, указанных в смете расходов детского дома, что подтверждается бюджетной сметой на 2010 год. Следовательно, ответчиками в соответствии с полномочиями, установленными Положениями, осуществляется финансирование детского дома, то есть осуществляются возложенные на них обязанности, Таким образом, со стороны министерств отсутствовало бездействие в виде невыполнения возложенных на него обязанностей по финансированию, как указано в заявлении прокурора. При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований прокурора Центрального района г. Тольятти не имеется. Руководствуясь ст.ст.12,45, 192-198 ГПК РФ, суд, Решил: В удовлетворении иска прокурора Центрального района г. Тольятти, в интересах неопределенного круга лиц, к ГСК ОУ детский дом «Ласточка», Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства – отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение 10 дней. Решение в окончательной форме изготовлено ____________________________________ Председательствующий Сметанина О.Н.
Спальни для школьников рассчитать не более чем на три места. Санитарные узлы на группу детей школьного возраста оборудовать из расчета: пять детских умывальников, четыре детских унитаза в открытых кабинах с перегородками- экранами, один взрослый унитаз в закрытой кабине, два душевых поддона с душевой сеткой на гибком шланге, один полотенцесушитель, четыре ногомойки. Для детей старшего дошкольного и школьного возраста выделить раздельные туалетные для девочек и мальчиков, оборудовать 1 умывальником на 4 человека, 3 ногомойками на 10 человек, 2 унитазами на 5 девочек, 2 - на 5 мальчиков, 1 писсуаром на 5 мальчиков. Душевые кабины (с раздевальными) оборудовать из расчета 1 рожок не более чем на 5 человек.