Заявление в порядке ст.45 ГПК РФ



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:

председательствующего Сметаниной О.Н.

при секретаре Васильевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Тольятти, в интересах неопределенного круга лиц, к мэрии г.о. Тольятти об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,

установил:

Прокурор г.Тольятти обратился в суд с иском, в котором просил обязать ответчиков устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, признать бездействие мэрии г.о. Тольятти по неисполнению обязанностей собственника гидротехнических сооружений (канализационный коллектор(рассеивающий выпуск на <адрес>); пирс, расположенный юго-западнее здания диспетчерского пункта, по адресу: <адрес>, берегоукрепление набережной на Куйбышевском водохранилище (незавершенное строительство)) незаконным, обязать ответчика исполнить обязанности собственника гидротехнических сооружений: разработать декларацию безопасности гидротехнических сооружений, обеспечить их регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов или внесение сведений в Российский регистр гидротехнических сооружений, организовать и осуществлять производственный контроль, назначить ответственных за его осуществление должностных лиц, обеспечить соответствие квалификации последних установленным требованиям, обеспечить обучение и аттестацию руководителей и специалистов, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, создать специальные силы и средства реагирования, оценить степень оснащения аварийно-спасательных формирований снаряжением и специальными техническими средствами, их соответствие уровню возможных чрезвычайных ситуаций, обеспечить охрану опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений силами средствами, определенными федеральным законодательством, страховать ответственность за причинение вреда жизни здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте или гидротехническом сооружении, осуществлять диагностику ремонт, замену физически и морально устаревшего оборудования, в том числе трубопроводов, а также финансовое обеспечение указанных работ, обеспечить наличие, в установленном законодательством порядке, разработанных и утвержденных планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций, а также их соблюдение, принять меры по расследованию причин аварии, установлению их обстоятельств и причин, размера причиненного вреда, ответственных лиц, виновных в произошедшей аварии, а также по разработке мер по устранению ее последствий, и профилактических мероприятий по предупреждению аналогичных аварий.

Представитель прокурора г. Тольятти Волков М.П. исковые требования поддержал. Суду пояснил, что прокуратурой г. Тольятти проведена проверка соблюдения ответчиком законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. В ходе проверки установлено, что ответчик, являясь собственником гидротехнических сооружений, не исполняет возложенные на него ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» требования по эксплуатации и содержанию указанных объектов, мэрия г.о. Тольятти ссылалась на то, что указанные мероприятия проводятся эксплуатирующей гидротехнические сооружения организацией. Однако в ходе проверки установлено, что какие-либо организации эксплуатацию гидротехнических сооружений, находящихся в собственности мэрии г.о. Тольятти, не осуществляют, обязанности эксплуатирующей организации не выполняют.

Представитель ответчика Галкина Е.А., действующая по доверенности, иск не признала. Суду пояснила, что ответчику на праве собственности принадлежит канализационный коллектор (рассеивающий выпуск на <адрес>); пирс, расположенный юго-западнее здания диспетчерского пункта, по адресу: <адрес>, при этом к гидротехническим сооружениям относится только пирс. Право собственности на берегоукрепление набережной на Куйбышевском водохранилище (незавершенное строительство) не зарегистрировано, данный объект передан на обслуживание в Департамент городского хозяйства мэрии г.о. Тольятти и с 2009 года бюджете по статье жилищно-коммунальное хозяйства предусматриваются средства на его содержание, в целом объект является незавершенным строительством, так как работа по берегоукреплению продолжается. Таким образом, нести обязательства по исполнению обязанностей собственника гидротехнических сооружений в отношении канализационного коллектора и объекта берегоукрепления ответчик не обязан нести, так как коллектор не является гидротехническим сооружением, а в отношении берегоурепления набережной право муниципальной собственности не зарегистрировано. Вместе с тем, по вышеуказанным объектам до конца 2011 года будут выполнены работы по определению класса опасности данных сооружений, в бюджете города предусмотрены средства на содержание объекта берегоукрпление набережной в сумме 181000 рублей. В части выполнения обязательств собственника по содержанию пирса ответчиком создана комиссия и проведена проверка технического состояния пирса. Согласно акту от 01.07.2011 года данный объект находится в удовлетворительном состоянии. В удовлетворении иска просила отказать.

Выслушав пояснения сторон, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О безопасности гидротехнических сооружений», гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов;

эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение;

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;

содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О безопасности гидротехнических сооружений», на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.

Судом установлено, что на территории г.о. Тольятти находятся гидротехнические сооружения канализационный коллектор (рассеивающий выпуск на <адрес>); пирс, расположенный юго-западнее здания диспетчерского пункта, по адресу: <адрес>, берегоукрепление набережной на Куйбышевском водохранилище (незавершенное строительство). Указанные сооружения находятся в муниципальной собственности, принадлежат мэрии г.о. Тольятти: ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права на канализационный коллектор (рассеивающий выпуск ), ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права на пирс, право собственности на берегоукрепление набережной не оформлено.

Прокуратурой г.о. Тольятти проведена проверка соблюдения мэрией г.о. Тольятти Федерального Закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», в ходе которой было установлено, что контроль за соблюдением безопасности гидротехнических сооружений осуществляет Управление государственного энергетического надзора, а не орган местного самоуправления. Из объектов находящихся в собственности финансируется лишь содержание берегоукрепления набережной: в 2010 году в размере 165 тыс.рублей, в 2011 году в размере 118 тыс.рублей. Таким образом, мэрией г.о. Тольятти как собственником гидротехнических сооружений не исполняются требования Федерального Закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». 05.04.2011 года прокуратурой г. Тольятти в мэрию г.о. Тольятти было направлено требование о предоставлении к 07.04.2011 году информации об исполнении законодательства о гидротехнических сооружениях, указанная информация поступила истцу ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой г.Тольятти ДД.ММ.ГГГГ по данному факту было вынесено представление.

Доводы представителя ответчика о том, что мэрией г.о. Тольятти принимаются меры к устранению выявленных нарушений, в связи с чем оснований для признания бездействий по неисполнению обязанностей собственника гидротехнических сооружений не имеется, суд не может принять во внимание, поскольку доказательств, подтверждающих исполнение ответчиком требований закона не представлено, хотя канализационный коллектор ( рассеивающий выпуск ) находится в собственности мэрии г.о. Тольятти с ДД.ММ.ГГГГ, пирс находится в собственности ответчика с ДД.ММ.ГГГГ. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 9 и 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О безопасности гидротехнических сооружений», а также принимая во внимание, что сложившееся положение создает опасные условия при посещении гидротехнических сооружений, существенно повышается риск разрушения гидротехнических объектов, причинения вреда окружающей природной среде и здоровью граждан, суд считает, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и нашедшими свое подтверждение.

Доводы представителя ответчика о том, что канализационный коллектор (рассеивающий выпуск на <адрес>) не относится к гидротехническим сооружениям, суд считает несостоятельными, поскольку в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О безопасности гидротехнических сооружений», к гидротехническим сооружениям также относятся сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов, к которым и относится канализационный коллектор. Регистрация права собственности на канализационный коллектор, как на сооружение, не исключает его назначения как гидротехнического сооружения.

Указанные истцом обязанности возложены законом на собственника или эксплуатирующую организацию, на балансе которой стоит берегоукрепление набережной на Куйбышевском водохранилище (незавершенное строительство). Право собственности на берегоукрепление набережной на Куйбышевском водохранилище (незавершенное строительство) за ответчиком не зарегистрировано, поэтому он не может нести обязанности как собственник. В эксплуатацию берегоукрепление набережной на Куйбышевском водохранилище (незавершенное строительство) никому не передано, следовательно, до регистрации права собственности и передачи в эксплуатацию указанного объекта требования не могут быть удовлетворены.

Руководствуясь ст.ст.12,45, 192-198 ГПК РФ, суд,

Решил:

Иск прокурора г. Тольятти удовлетворить частично.

Обязать мэрию г.о. Тольятти исполнить обязанности собственника гидротехнических сооружений канализационный коллектор(рассеивающий выпуск на <адрес>); пирс, расположенный юго-западнее здания диспетчерского пункта, по адресу: <адрес> - разработать декларацию безопасности гидротехнических сооружений, обеспечить их регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов или внесение сведений в Российский регистр гидротехнических сооружений, организовать и осуществлять производственный контроль, назначить ответственных за его осуществление должностных лиц, обеспечить соответствие квалификации последних установленным требованиям, обеспечить обучение и аттестацию руководителей и специалистов, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, создать специальные силы и средства реагирования, оценить степень оснащения аварийно-спасательных формирований снаряжением и специальными техническими средствами, их соответствие уровню возможных чрезвычайных ситуаций, обеспечить охрану опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений силами средствами, определенными федеральным законодательством, страховать ответственность за причинение вреда жизни здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте или гидротехническом сооружении, осуществлять диагностику ремонт, замену физически и морально устаревшего оборудования, в том числе трубопроводов, а также финансовое обеспечение указанных работ, обеспечить наличие, в установленном законодательством порядке, разработанных и утвержденных планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций, а также их соблюдение, принять меры по расследованию причин аварии, установлению их обстоятельств и причин, размера причиненного вреда, ответственных лиц, виновных в произошедшей аварии, а также по разработке мер по устранению ее последствий, и профилактических мероприятий по предупреждению аналогичных аварий.

В удовлетворении требований о понуждении исполнить обязанности собственника в отношении берегоукрепления набережной на Куйбышевском водохранилище (незавершенное строительство) – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение 10 дней.

Решение в окончательной форме изготовлено ________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________________

Председательствующий Сметанина О.Н.