о признании бездействия незаконным



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 сентября 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Бетиной Г.А.,

при секретаре Крюковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2831/11 по заявлению Прокурора г.Тольятти в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия мэрии г.о.Тольятти по не непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории г.о.Тольятти - незаконным,

установил:

Прокурор г.Тольятти обратился в суд с указанным заявлением. Просил признать бездействие органа местного самоуправления – мэрии г.о.Тольятти по не непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории г.о.Тольятти – незаконным.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г.Тольятти ФИО2 исковые требования уточнил и пояснил, что Прокуратурой г.Тольятти проведена проверка соблюдения мэрией г.о.Тольятти законодательства о пожарной безопасности. Установлено, что в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной ОНД г.о.Тольятти и м.р.Ставропольский в апреле 2011г. выявлено, что мэрией г.о.Тольятти допускаются нарушения законодательства о пожарной безопасности.

Просит: 1. Признать бездействие органа местного самоуправления – мэрии г.о.Тольятти по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории г.о.Тольятти – незаконным.

2. Обязать мэрию г.о.Тольятти устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности:

2.1. Для населенного пункта, расположенного в лесных массивах (прилегающие к лесу территории: Портпоселок, санаторий «Лесное», мкрн. Федоровка, мкрн. «Царское село», район ул.Тимирязева, ул.Громовой, ЖСК «Дубрава», «Лесная слобода» и другие), разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных деревьев, удаление в летний период сухой растительности и другие) (ППБ 01-03 п.112);

2.2. Предусмотреть в бюджете финансирование обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (ФЗ-69 от 21.12.1994г. ст.10,19; ФЗ-123 от 22.07.2008г. ст.63);

2.3. Ввиду непосредственного размещения в лесных массивах г.о.Тольятти большого количества объектов (2230 – из которых: 2056 частных жилых домов, 134 многоквартирных жилых дома, 8 садоводческих (дачных) объединений, 8 дошкольных образовательных учреждений, 15 объектов отдыха для взрослых и детей, 7 санаториев-профилакториев, 2 больницы), обеспечить наличие требуемых противопожарных расстояний от границ застройки городского поселения до лесных массивов не менее 50 м., а также от границ участков садоводческих товариществ и приусадебных участков районов одно-двухэтажной индивидуальной застройки до лесных массивов не менее 15 м., в том числе у строящихся новых объектов капитального строительства – многоквартирных жилых домов на Комсомольском шоссе (ООО «Комфорт плюс», ООО «Делсот»), ул.Баныкина за спорткомплексом «Кристалл», ЖСК «Лесная слобода» и «Дубрава», жилой комплекс на территории бывшей б/о «Золотой берег», коттеджные поселки за пансионатом «Звездный» и ЗАО «Соверен-клуб», мкрн. Тракторный (ППБ 01-03 п.21; СНиП 2.07.01-89, прил.1 п.5, ФЗ-123 от 22.07.2008г. ст.69 п.15);

2.4. Обеспечить пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением муниципальные оздоровительные учреждения (МУЗ ДС «Алые паруса»), расположенные в сельской местности (ППБ 01-03 п.31);

2.5. Обеспечить территории муниципальных оздоровительных учреждений (пансионат «Радуга», пансионат «Звездный», МУП «Лыжная база», СДЮШОР № 5, МУЗ ДС «Алые паруса», детские оздоровительные лагеря «Спартак», «Дубрава», «Электроник», МУП Пансионат «Звездный», детский оздоровительный лагерь «Звездочка»), расположенные в массивах хвойных лесов, по периметру защитной минерализованной полосой шириной не мерее 3 м. (ППБ 01-03 п.30);

2.6. Обеспечить пожарную безопасность городского округа Тольятти в рамках реализации первичных мер пожарной безопасности, в части обеспечения связи и оповещения населения о пожаре. Места общего пользование объектов, расположенных в лесных массивах, а также непосредственной близости от них (в пределах 100 м. от лесных массивов), обеспечить исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану. Установить на вышеуказанных территориях средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ППБ 01-03 п.114, 118; ФЗ-123 от 22.07.2008г. ст.6, 63);

2.7. Обеспечить пожарную безопасность городского округа Тольятти в рамках реализации первичных мер пожарной безопасности, в части обеспечения устройства и надлежащего состояния источников наружного противопожарного водоснабжения объектов, расположенных в непосредственной близости от лесных массивов (в пределах 100 м. от лесных массивов). Обеспечить водоснабжение и наличие запасов воды для целей пожаротушения на территории г.о.Тольятти в районе расположения объектов: садоводческие (дачные) объединения по дороге на ТОАЗ, садоводческие (дачные) объединения за территорией ФБУ ИК-16, садоводческие (дачные) объединения за территорией городской нефтебазы, полуостров Копылово, ж/д станция «Канал», мкрн. Тракторный, дачи в поселке Федоровка (ППБ 01-03 п.114; ФЗ-123 от 22.07.2008г. ст.6, 63, 68, СНиП 2.04.02-84 п.2.11);

2.8. Обеспечить пожарную безопасность городского округа Тольятти в рамках реализации первичных мер пожарной безопасности, в части обеспечения устройства и надлежащего состояния источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в непосредственной близости от лесных массивов. У естественных водоисточников (река Волга в районе яхт-клуба «Химик», «Итальянского пляжа», базы отдыха «Березка», озера в районе ПАТП-3, СНТ по дороге на ТОАЗ) устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ППБ 01-03 п.94; ФЗ-123 от 22.07.2008г. ст.6, 63).

Представитель мэрии г.о.Тольятти ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, пояснила, что мэрией проводится работа по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности. Считает, что бездействие мэрии отсутствует, просит в удовлетворении заявления отказать. Кроме того, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Доказательств нахождения лесного массива в собственности г.о.Тольятти в материалы дела не представлено. Ставропольский район не входит в границы городского округа Тольятти. Практическое обеспечение охраны лесов от пожаров, в том числе противопожарной профилактики, предотвращение и пресечение нарушения правил пожарной безопасности возложено на государственную лесную охрану.

Представитель ГУ МЧС России по Самарской области ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования заявления поддержал.

Суд, заслушав стороны, проверив материалы дела, считает заявление не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В рамках нормативно правового регулирования в области пожарной безопасности Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации приказом от 18 июня 2003 года № 313 утвердило Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее – ППБ 01-03), регулирующие правоотношения в области пожарной безопасности и устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

В силу ст.15 Конституции РФ, ст.20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пункта 1 ППБ 01-03 данные Правила обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными и юридическими лицами на территории Российской Федерации.

Согласно п.10 Правил пожарной безопасности собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ч.1 ст.38 Закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В соответствии со ст.4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007г. № 417, меры пожарной безопасности в лесах, указанные в п.3 настоящих Правил, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления – в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Судом установлено, что Прокуратурой г.Тольятти проведена проверка соблюдения мэрией г.о.Тольятти законодательства о пожарной безопасности.

По результатам проверки ОГПН г.о.Тольятти и м.р.Ставропольский составлен акт от 12.04.2011г. , где зафиксированы выявленные нарушения и направлено предписание от 12.04.2011г. по устранению данных нарушений.

Мэрия г.о.Тольятти, не согласившись с актом проверки и предписанием административного органа, обратилась в Арбитражный суд Самарской области с требованиями о признании предписания и акта проверки незаконными.

19.09.2011г. Арбитражным судом Самарской области вынесено решение которым требования мэрии г.о.Тольятти удовлетворены. Решение не вступило в законную силу.

Свои требования прокурор г.Тольятти основывает на основании предписания ОГПН г.о.Тольятти и м.р.Ставропольский от 12.04.2011г. .

Однако указанное предписание не содержит обязанности мэрии г.о.Тольятти разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (п.2.1. уточненных требований). Следовательно, обращение с указанными требованиями необоснованно.

Из материалов дела следует, что мэрией г.о.Тольятти реализованы мероприятия, указанные в Перечне мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, предусмотренные Положением об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Тольятти, утвержденным постановлением мэрии г.о.Тольятти от 09.02.2009г. -п/1 (п.2.2. требований).

Кроме того, в рамках, установленных полномочий мэрией г.о.Тольятти, было принято Постановление от 12.05.2010г. -п/1 «Об установлении особого противопожарного режима», Постановление от 30.07.2010г. -п/1 «О запрещении нахождения людей в лесных массивах на период действия особого противопожарного режима» и Постановление от 20.12.2010г. -п/1 «Об установлении особого противопожарного режима», что не оспаривается заявителем.

Заслуживают внимания суда доводы ответчика о том, что обеспечение противопожарных расстояний от границ застройки до лесных массивов, а также требования по обеспечению защитной минерализованной полосой невозможно в силу объективных причин (п.2.3., п.2.4, п.2.5 требований).

Согласно ответу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 01.07.2011 г. сплошные вырубки, которые необходимо производить для выполнения вышеуказанных требований в защитных лесах Лесным кодексом не предусмотрено, возможно проведение опашки по границе с жилой застройкой с целью создания минерализованной полосы. Прилегающий лесной массив шириной 50 м. необходимо очистить от горючих материалов (валёжной древесины, сухостоя).

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 ст. 16, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Согласно Закону Самарской области от 28.02.05 г. № 69-ГД Ставропольский район не входит в границы городского округа Тольятти.

Следовательно, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, а именно обеспечение по периметру защитной минерализованной полосой шириной не менее 3 м территории МУЗ «Алые паруса», детские оздоровительные лагеря «Спартак», «Дубрава», «Электроник», ДОЛ «Звездочка» не входит в компетенцию мэрии городского округа Тольятти, так как данные учреждения располагаются на территории Ягодинского лесничества в Ставропольском районе Самарской области, а ДОЛ «Звездочка» находится в с.Березовка Шигонского района Самарской области.

Кроме того, согласно «СНип 2.07.01-89. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке.

Соответственно, суд принимает во внимание доводы ответчика о том, что устранение нарушений по объектам, в том числе частным жилым домам и многоквартирным домам, которые построены и введены в эксплуатацию ранее в соответствии с действующим законодательством, в том числе и о пожарной безопасности, невозможно.

Дома отдыха и другие оздоровительные учреждения, расположенные в сельской местности, должны быть обеспечены пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением в соответствии с решениями, утверждаемыми органами местного самоуправления в установленном порядке.

Однако данный пункт не распространяется на городской округ Тольятти, т.к. он не находится в сельской местности и не является, согласно градостроительного и земельного законодательства, сельским поселением.

При этом, согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 3 Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:

а) предупреждение лесных пожаров, противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров;

б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;

г) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Вышеуказанные меры пожарной безопасности в лесах, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Однако, доказательств нахождения лесного массива в собственности городского округа Тольятти в материалы дела не представлено, какого либо свидетельства, сведений о государственной регистрации права собственности на лесные участки за муниципальным образованием городского округа Тольятти не имеется.

В соответствии с разделом 2 «Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб» практическое обеспечение охраны лесов от пожаров, в том числе противопожарной профилактики, предотвращение и пресечение нарушений правил пожарной безопасности возложено на государственную лесную охрану.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 15.11.2006 N 689 «О государственном земельном контроле» федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:

а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

б) порядка переуступки права пользования землей;

в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Таким образом, исполнение требований, изложенных в пункте 2.7. заявления, в полном объеме возможно только в рамках осуществления государственного контроля.

По п.2.6 требований.

В соответствии с п.114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в сельских населенных пунктах должны решаться органами местного самоуправления соответствующих поселений в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктами 21, 23, 27, 31, 89, 90, 95, 105-107, 112-114, 116-118 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 313.

В соответствии с п.118 ППБ 01-03 населенные пункты и отдельно расположенные объекты должны быть обеспечены исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану. Не разрешается переводить линии связи «01» в таксофонах на платное обслуживание.

Заявителем не опровергнут довод мэрии г.о.Тольятти о том, что в каждом дачном и садоводческом объединении имеется телефонная связь. Обязанности по установке таксофонов данный пункт правил не содержит, он содержит только бесплатное обслуживание линии связи «01» и исправность связи. Доказательств о платности линии «01» или неисправности связи не представлено.

По п.2.7., п.2.8 требований.

Согласно п.94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м.) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации.

В предписании указаны конкретные организации, к которым необходимо предъявлять данные требования, т.к. в соответствии со ст.ст.40, 41 Земельного кодекса РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, осуществляют права собственников земельных участков, а значит, на них возлагается обязанность по надлежащему содержанию находящихся в их пользовании земельных участков. Поскольку мэрия г.о.Тольятти не является собственником этих земельных участков, а лишь в силу ст.10 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» осуществляет распоряжение земельными участками, право собственности на которое не разграничено.

Кроме того, административным органом не проводились встречные проверки, доводы о необустроенности подъездов построены на предположении и не подкреплены доказательствами.

Таким образом, доводы заявителя о бездействии мэрии г.о.Тольятти по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории г.о.Тольятти, не нашли своего подтверждения. Из материалов дела следует, что мэрией производятся действия, направленные на реализацию полномочий, по решению задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, которые подтверждены материалами дела, следовательно заявление Прокурора г.Тольятти не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Прокурора г.Тольятти в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия мэрии г.о.Тольятти по не непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории г.о.Тольятти, незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано, прокурором принесено представление в Самарский областной суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г.Тольятти.

Мотивированное решение изготовлено 27.09.2011г.

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья