о предоставлении вне очереди жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 августа 2011 г. Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Поповой Е.В.

с участием помощника прокурора Роговой О.В.

при секретаре Ширяевой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Комсомольского района г. Тольятти, действующему в интересах Ереминой Л.С. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Прокурор Комсомольского района г.о. Тольятти, действующий в интересах Ереминой Л.С. обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения.

В судебном заседании помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти Рогова О.В. иск поддержала, пояснив, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти установлено, что Еремина Л.С. осталась без попечения родителей. Мать – Еремина Т.Д. умерла ДД.ММ.ГГГГ Отец Еремин С.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ Еремина Л.С. определялась в различные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ она находилась на полном государственном обеспечении в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальной (коррекционной) школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонением в развитии <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ Еремина Л.С. находилась на полном государственном обеспечении в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детском доме-школе «<данные изъяты>» г<адрес> (школа-интернат ). Еремина Л.С. снята с регистрационного учета по мету жительства в доме-школе «<данные изъяты>» в связи с окончанием обучения, в настоящее время проживает и работает в <адрес>. Поскольку жилья за Ереминой Л.С. закреплено не было, распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ она принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ Просит обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить Ереминой Л.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

Истец Еремина Л.С. в судебное заседание не явилась, извещена, о причинах не явки не сообщила.

Ответчик - представитель Мэрии городского округа Тольятти Двоеглазов С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, считает, что в силу п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Кроме того, ст. 2 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» устанавливает, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов. В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11.07.2006 № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований из областного бюджета на предоставление социальных выплат, на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях. Также, статьей 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что указанным категориям граждан предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области. Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно пункту 2.1. названного Постановления учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма (социальных выплат) осуществляется уполномоченным органом по месту их жительства. В соответствии с разделом 3, 5 Постановления органы местного самоуправления ежегодно до 1 февраля формируют списки о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не позднее 15 февраля представляют их в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат на приобретение или строительство жилого помещения. Исходя из изложенного, мэрия городского округа Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет этих субвенций. В связи с этим, считает, что надлежащим ответчиком по делу является министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Кроме того, предоставление Ереминой Л.С. жилого помещения вне очереди нарушает права других таких же детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обратились за внеочередным предоставлением жилого помещения раньше Ереминой Л.С. Просит в иске отказать.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.

Из пояснений представителя истца следует, что родители Ереминой Л.С. умерли – Еремина Т.Д. ДД.ММ.ГГГГ, Еремин С.Г. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о смерти от ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено, что на основании распоряжения главы муниципального района Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Ереминой Л.С. учреждено попечительство, попечителем назначена Васильева Г.Г. Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ Васильева Г.Г. освобождена от исполнения обязанностей попечителя над несовершеннолетней Ереминой Л.С. Распоряжением главы муниципального района Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Еремина Л.С. определена в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение.

С ДД.ММ.ГГГГ Еремина Л.С. была зачислена в школу-интернат <адрес> на полное государственное обеспечение, где воспитывалась до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ «О зачислении», справкой школы-интерната от ДД.ММ.ГГГГ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ «Об отчислении воспитанника».

С ДД.ММ.ГГГГ Еремина Л.С. была зачислена в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом-школа «ФИО13» г.о. Тольятти на полное государственное обеспечение, что подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ «О зачислении Ереминой Л.С.», справкой детского дома-школы «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ

Из представленных суду документов следует, что в связи со смертью родителей, за Ереминой признано право на внеочередное предоставление жилья, однако очередность ее не определена, поскольку она является несовершеннолетней, что подтверждается распоряжением главы муниципального района Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ , сообщением администрации муниципального района Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно выписке из распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении жилищных вопросов» Еремина Л.С. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи один человек.

Согласно адресной справки от ДД.ММ.ГГГГ и копии паспорта Еремина Л.С. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом-школа «<данные изъяты>» <адрес>), с ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета по указанному адресу. Из пояснений представителя истца следует, что Л.С. снята с учета в связи с окончанием обучения, в настоящее время проживает и работает в <адрес>.

Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Еремина Л.С. жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, в Самарской области не имеет.

Из справки МУП "Инвентаризатор" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Еремина Л.С. жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, в Самарской области не имеет.

Представитель ответчика не оспаривает право Ереминой Л.С. на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, поскольку доказано, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении, распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако считает, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории.

Суд не может согласиться с доводами представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что предоставление Ереминой Л.С. жилого помещение вне очереди нарушит права других внеочередников, вставших на учет раньше нее, так как они не имеют под собой правового обоснования. Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч.2ст.57ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов. Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч.2ст.57ЖК РФ право Ереминой Л.С. на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди, закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет в качестве нуждающихся. Право истца на получение жилого помещения вне очереди не может быть поставлено в зависимость от реализации прав других лиц. Кроме того, лица, имеющие право на внеочередное получение жилья также вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.

Обеспечение жилой площади производится органом исполнительной власти по месту жительства ребенка (абз.2 а.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей»).

В соответствии со ст. 37 п.8 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти.

При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению Ереминой Л.С. жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Иск Прокурора Комсомольского района г. Тольятти удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Ереминой Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства не ниже установленных социальных норм на состав семьи один человек.

Решение может быть обжаловано сторонами и опротестовано прокурором в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 сентября 2011 г.

Председательствующий: подпись

Копия верна.

Судья: