Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 августа 2011 г. Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего Поповой Е.В. с участием помощника прокурора Кудиновой У.С. при секретаре Ширяевой И.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Комсомольского района г. Тольятти, действующему в интересах Крюковой Е.О. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, у с т а н о в и л: Прокурор Комсомольского района г.о. Тольятти, действующий в интересах Крюковой Е.О. обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения. В судебном заседании помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти Кудинова У.С. иск поддержала, пояснив, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти установлено, что Крюкова Е.О. осталась без попечения родителей. Мать – Крюкова С.Г. решением Центрального районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав. Отец Крюков О.А. решением Центрального районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ также лишен родительских прав в отношении Крюковой Е.О. Начиная с 2002г. и до достижения возраста 18 лет Крюкова Е.О. находилась на полном государственном обеспечении в МОУ школе-интернате № <адрес>, после поступила в ТСЭК-училище №, откуда была отчислена, в настоящее время не работает и не учится. Поскольку жилья за Крюковой Е.О. закреплено не было, распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № она принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № ей выделено койко-место в комнате № в муниципальном общежитии по адресу: <адрес>. Просит обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить Крюковой Е.О. вне очереди жилое помещение по договору найма. Истец Крюкова Е.О. в судебное заседание не явилась, извещена, о причинах не явки не сообщила. Ответчик - представитель Мэрии городского округа Тольятти Каштанова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, считает, что в силу п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Кроме того, ст. 2 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» устанавливает, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов. В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11.07.2006 № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований из областного бюджета на предоставление социальных выплат, на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях. Также, статьей 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что указанным категориям граждан предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области. Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно пункту 2.1. названного Постановления учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма (социальных выплат) осуществляется уполномоченным органом по месту их жительства. В соответствии с разделом 3, 5 Постановления органы местного самоуправления ежегодно до 1 февраля формируют списки о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не позднее 15 февраля представляют их в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат на приобретение или строительство жилого помещения. Исходя из изложенного, мэрия городского округа Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет этих субвенций. В связи с этим, считает, что надлежащим ответчиком по делу является министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Кроме того, предоставление Крюковой Е.О. жилого помещения вне очереди нарушает права других таких же детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обратились за внеочередным предоставлением жилого помещения раньше Крюковой Е.О. Просит в иске отказать. Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства. Из пояснений представителя истца следует, что мать Крюковой Е.О. – Крюкова С.Г., 1963 года рождения, решением Центрального районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, с заявлением о восстановлении родительских прав в суд не обращалась, что подтверждается копией решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, сообщением председателя Центрального районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Отец Крюков О.А. решением Центрального районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав, ДД.ММ.ГГГГ умер, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Крюкова Е.О. зачислена на полное государственное обеспечение в МОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальную (коррекционную) школу-интернат № для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии г. Тольятти, что подтверждается приказом департамента образования мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, приказом МОУ школа № «О зачислении» от ДД.ММ.ГГГГ №. Из пояснений представителя истца следует, что после окончания школы-интерната № Крюкова Е.О. поступила в <данные изъяты> №, откуда была отчислена, в настоящее время не работает, не учится, что подтверждается справкой центра занятости населения г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении жилищных вопросов» Крюкова Е.О. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи один человек. Из сообщения управления по жилищным вопросам мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № № Крюковой Е.О. выделено койко-место в комнате № в муниципальном общежитии по <адрес>. Согласно справки детского дом-школы «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ Крюкова Е.О. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом-школа «<данные изъяты>» г.о. Тольятти) с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией паспорта Крюковой Е.О., копией домовой книги. Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Крюкова Е.О. жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, в Самарской области не имеет. Из справки МУП "Инвентаризатор" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Крюкова Е.О. жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, в Самарской области не имеет. Представитель ответчика не оспаривает право Крюковой Е.О. на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, поскольку доказано, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении, распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако считает, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории. Суд не может согласиться с доводами представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что предоставление Крюковой Е.О. жилого помещение вне очереди нарушит права других внеочередников, вставших на учет раньше нее, так как они не имеют под собой правового обоснования. Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч.2ст.57ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов. Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч.2ст.57ЖК РФ право Крюковой Е.О. на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди, закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет в качестве нуждающихся. Право истца на получение жилого помещения вне очереди не может быть поставлено в зависимость от реализации прав других лиц. Кроме того, лица, имеющие право на внеочередное получение жилья также вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своего нарушенного права. Обеспечение жилой площади производится органом исполнительной власти по месту жительства ребенка (абз.2 а.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей»). В соответствии со ст. 37 п.8 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти. При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению Крюковой Е.О. жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд, р е ш и л: Иск Прокурора Комсомольского района г. Тольятти удовлетворить. Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Крюковой Е.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства не ниже установленных социальных норм на состав семьи один человек. Решение может быть обжаловано сторонами и опротестовано прокурором в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 августа 2011 г. Председательствующий: