РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 августа 2011 г. Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего Поповой Е.В. с участием помощника прокурора Волкова М.П. при секретаре Ширяевой И.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Прокурора г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц на бездействие органа местного самоуправления, установил: Прокурор г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействия органа местного самоуправления – мэрии г.о. Тольятти по неисполнению протеста прокурора г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-№ «Об утверждении перечня земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования мест размещения объектов» незаконным, об обязании мэрии г.о. Тольятти исполнить требования протеста прокурора г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Помощник Прокурора г. Тольятти Волков М.П. в судебном заседании заявленные требования поддержал, суду пояснив, что прокуратурой города Тольятти в ходе осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и законов на территории Российской Федерации установлено, что постановление мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объектов» в части включения земельных участков в перечень, предлагаемых для выставления на торги до их формирования противоречит действующему законодательству. Так постановление мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объектов» противоречит Земельному Кодексу РФ. Муниципальные правовые акты, согласно п.4 ст.7 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п. 18 ст. 47 Устава городского округа Тольятти, не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ. Часть 2 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В случае обнаружения нарушения противоречащего закону правового акта, прокурор вправе принести в издавший его орган протест, который подлежит обязательному рассмотрению в десятидневный срок. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. ДД.ММ.ГГГГ прокурорм г. Тольятти принесен протест на постановление мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-№ «Об утверждении перечня земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объектов» с требованием об его отмене. Однако до настоящего времени требования прокурора не исполнены. Считает, что бездействие мэрии г.о. Тольятти нарушает права неопределенного круга лиц на приобретение земельных участков, указанных в постановлении мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № путем процедуры предварительного согласования. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании этого постановления как решения органа местного самоуправления противоречащим закону. Просит признать бездействие органа местного самоуправления – мэрии г.о. Тольятти по неисполнению протеста прокурора г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановление мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объектов» - незаконным. Обязать мэрию г.о. Тольятти исполнить требования протеста прокурора г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Представитель заинтересованного лица Мэрии г.о. Тольятти К., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с заявлением не согласился, суду пояснив, что порядок совершения действий, необходимых для предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, установлен постановлением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № «О Регламенте прохождения документов при предоставлении земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта на территории г.о. Тольятти». Пунктами 5 и 6 указанного Регламента предусмотрено принятие постановления о формировании земельных участков на торги. На основании данного постановления в последующем по каждому конкретному земельному участку комиссией принимается решение о формировании земельного участка для целей строительства или об отсутствии целесообразности формирования земельного участка для строительства, или о целесообразности принятия решения о резервировании земельного участка для муниципальных нужд. постановление мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объектов» было принято в соответствии с указанным Регламентом. Кроме того, судебная практика подтверждает необходимость проведения торгов при предоставлении земельного участка в случае наличия двух и более заявок на предоставление земельного участка для строительства. Утвердив перечень земельных участков, которые будут предоставляться на торгах, мэрия г.о. Тольятти таким образом заявила о возможности и целесообразности использования конкретного земельного участка, включенного в этот перечень, для строительства. Земельные участки могут предоставляться безвозмездно в случаях, установленных законодательством, в остальных случаях предоставляются на платной основе. В соответствии с действующим законодательством любой гражданин вправе подать заявку на участие в торгах. Кроме того, для того, чтобы сформировать земельный участок, сначала необходимо его определить. Полагает, что нет оснований для удовлетворения протеста, а также отмены постановления мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объектов». С учетом указанного, просит в удовлетворении требований прокурора г. Тольятти отказать в полном объеме. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания специалистов, исследовав материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свобооды Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мэрией г.о. Тольятти вынесено постановление № «Об утверждении перечня земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объектов». Поскольку данное постановление не было опубликовано, что подтверждается сообщением мэрии г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается сторонами по делу, следовательно к нормативным актам оно не относится, а является решением органа местного самоуправления. Не согласившись с постановлением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-№ «Об утверждении перечня земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объектов», прокурор г. Тольятти направил мэрии г.о. Тольятти представление, в котором указал на несоответствие постановления действующему законодательству с требованием отменить его и в течение 10 дней со дня получения протеста сообщить в прокуратуру г.Тольятти о рассмотрении протеста и принятых мерах. В соответствии со ст. 7 Устава г.о. Тольятти к вопросам местного значения городского округа относится в том числе утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе Генерального плана городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа; Согласно ст. 32 Устава г.о. Тольятти мэр городского округа - глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа, наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и возглавляет мэрию. Мэр в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Самарской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Думы, издает постановления мэрии по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Самарской области, а также распоряжения мэрии по вопросам организации работы мэрии. Таким образом постановления мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объектов» вынесено в соответствии с действующим Уставом г.о. Тольятти, в пределах его полномочий. В соответствии со ст. 30 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Согласно ч. 4 данной статьи предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка; подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Из ст.38 Земельного Кодекса РФ следует, что предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 ч. 4 ст. 30 Земельного Кодекса РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. На основании ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» прокурор на основании ч.1 ст.45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. В случае реализации прокурором своего полномочия на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов субъектов, указанных в ст. 45 ГПК РФ, подаваемое им заявление должно отвечать требованиям, установленным ГПК РФ. Таким образом, заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторым ч.1 ст.247 ГПК РФ и ст.131 ГПК РФ, а именно в нем должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) по мнению заявителя являются незаконными, какие конкретно права и свободы нарушены, осуществлению каких конкретно прав и свобод созданы препятствия. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Вместе с тем, прокурором г. Тольятти не представлены суду доказательства нарушения конкретных прав и свобод конкретного лица, либо конкретных прав и свобод неопределенного круга лиц. Ссылка прокурора г. Тольятти о нарушении прав ООО «<данные изъяты>» не может быть принята судом во внимание, поскольку ст. 45 ГПК РФ устанавливает перечень лиц, в чьих интересах прокурор вправе обращаться в суд. В данном случае ООО «<данные изъяты>» является юридическим лицом, которое в указанный перечень не входит, и которое вправе само обращаться в суд за защитой своих прав и интересов. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мэрией г.о. Тольятти вынесено постановление № «О Регламенте прохождения документов при предоставлении земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта на территории городского округа Тольятти», которое было дополнено постановлением мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № «О Регламенте прохождения документов при предоставлении земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта на территории городского округа Тольятти», из которого следует, что управление архитектуры и градостроительства выявляет земельные участки на территории г.о.Тольятти, пригодные для целей строительства и определяет виды их разрешенного использования, после чего готовит проект постановления мэрии о формировании земельных участков на торги. Материалы по земельным участкам рассматриваются комиссией при мэрии г.о. Тольятти по рассмотрению вопросов, связанных с формированием земельных участков на торги, и по результатам принимается одно из решений: о формировании земельного участка для целей строительства с определением вида разрешенного использования; об отсутствии целесообразности формирования земельного участка для целей строительства; о целесообразности принятия решения о резервировании земельного участка для муниципальных нужд. Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста П., начальник отдела правового обеспечения мэрии г.о. Тольятти, пояснил, что формирование земельного участка производится следующим образом: мэрия г.о. Тольятти заключает договор с землеустроительным предприятием, проводится съемка, утверждается постановление мэра о выставлении участка на торги, после чего заключается договор аренды или купли-продажи земельного участка, который они регистрируют. Формировать земельные участки можно без перечня земельных участков, этим занимается управление архитектуры и градостроительства мэрии г.о. Тольятти. Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста М., заведующая сектором управления архитектуры и градостроительства мэрии г.о. Тольятти, пояснила, что при предоставлении земельного участка с предварительным согласованием утверждается схема границ земельного участка, публикуется информация в газете о предоставлении земельного участка с его границами и местом расположения, утверждается схема, где содержатся координаты участка. Земельные участки могут быть бесплатно предоставлены в аренду без права выкупа на основании заявления лица, которое в последующем оплачивает аренду. При предоставлении земельного участка без предварительного согласования лицо может выкупить его с торгов в собственность. В случае поступления двух и более заявлений на выкуп или предоставление в аренду земельного участка, проводятся торги. Управление архитектуры и градостроительства выявляет участников, формирует перечень, формируется проект постановления о выставлении земельного участка на торги, отправляется в управление земельными ресурсами, они запрашивают информацию в ЕГРЛ, затем проект передается заместителю мэра по строительным ресурсам и на утверждение мэру, который его подписывает либо не подписывает. В соответствии с регламентом проект согласовывается мэром г.о. Тольятти и становится решением. Таким образом, до подписания проект проходит всю процедуру согласования. В дальнейшем перечень земельных участков, которые планируется выставлять на торги, передается комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с формированием земельных участков на торги. Комиссия принимает решение, формировать земельный участок или нет. Указание земельного участка в перечне земельных участков на предоставление без предварительного согласие не означает его обязательное участие в торгах, часть может остаться в резерве муниципальных нужд. Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № лишь утверждает перечень земельных участков, которые в последствие при проведении всех установленных процедур согласования и формирования будут или не будут выставляться на торгах (конкурсах, аукционах), и само по себе не может нарушать или ограничивать чьи-либо права и свободы. На основании изложенного суд считает, что постановление мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объектов» не нарушает чьи-либо права и свободы, не является незаконным и, следовательно, не подлежит отмене. Таким образом, у суда нет оснований для удовлетворения требований прокурора г. Тольятти о признании бездействия органа местного самоуправления – мэрии г.о. Тольятти по неисполнению протеста прокурора г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объектов» и об обязании мэрии г.о. Тольятти исполнить требования протеста прокурора г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ На основании изложенного, руководствуясь ст.12, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд, решил: В удовлетворении заявления Прокурора г. Тольятти о признании бездействия органа местного самоуправления – мэрии г.о. Тольятти по неисполнению протеста прокурора г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объектов» и об обязании мэрии г.о. Тольятти исполнить требования протеста прокурора г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ – отказать. Решение суда может быть обжаловано, на него может быть подано кассационное представление в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 06.09.2011г. Председательствующий: подпись Копия верна. Судья: