Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 августа 2011 г. Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего Поповой Е.В. с участием помощника прокурора Фаниной О.М. при секретаре Ширяевой И.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Центрального района г. Тольятти, действующему в интересах Козлова Ю.В. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, у с т а н о в и л: Прокурор Центрального района г.о. Тольятти, действующий в интересах Козлова Ю.В. обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения. В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Тольятти Фанина О.М. иск поддержала, пояснив, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Центрального района г. Тольятти установлено, что мать Козлова Ю.В. – К.Л. умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце в запись акта о рождении внесены по заявлению его матери. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Козлов Ю.В. находился в МУЗ «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГОУСК детский <адрес> «<данные изъяты>» <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГОУСК школа-интернат № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. обучался в ГОУСК школа-интернат № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ГОУ СПО «<данные изъяты>», откуда был отчислен в связи с окончанием обучения. Поскольку жилья за Козловым Ю.В. закреплено не было, постановлением мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Просит обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить Козлову Ю.В. вне очереди жилое помещение. Истец Козлов Ю.В. в судебное заседание не явился, извещен, о причинах не явки не сообщил. Ответчик - представитель Мэрии городского округа Тольятти К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, считает, что в силу п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Кроме того, ст. 2 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» устанавливает, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов. В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11.07.2006 № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований из областного бюджета на предоставление социальных выплат, на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях. Также, статьей 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что указанным категориям граждан предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области. Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно пункту 2.1. названного Постановления учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма (социальных выплат) осуществляется уполномоченным органом по месту их жительства. В соответствии с разделом 3, 5 Постановления органы местного самоуправления ежегодно до 1 февраля формируют списки о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не позднее 15 февраля представляют их в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат на приобретение или строительство жилого помещения. Исходя из изложенного, мэрия городского округа Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет этих субвенций. В связи с этим, считает, что надлежащим ответчиком по делу является министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Кроме того, предоставление Козлову Ю.В. жилого помещения вне очереди нарушает права других таких же детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обратились за внеочередным предоставлением жилого помещения раньше Козлова Ю.В. Просит в иске отказать. Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства. Из пояснений представителя истца следует, что мать Козлова Ю.В. – К.Л. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти. Отец К.В. записан по заявлению матери, что подтверждается записью акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Козлов Ю.В. находился в МУЗ «<данные изъяты>», что подтверждается постановлением администрации Центрального района г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №. Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Козлов Ю.В.находился в детском <данные изъяты> «<данные изъяты>» <адрес> на полном государственном обеспечении, о чем в деле имеется справка директора детского <адрес> «<данные изъяты>». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в ГОУСК школа-интернат № <адрес> на полном государственном обеспечении, что подтверждается приказом управления образования мэрии г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №, справкой и.о.директора школы-интерната № от ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Козлов Ю.В. обучался в ГОУСК школа-интернат № <адрес> и находился на полном государственном обеспечении, что подтверждается приказом департамента образования мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, справкой директора школы-интерната №. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Козлов Ю.В. обучался в ГОУ СПО «<данные изъяты>», получил специальность «<данные изъяты>», что подтверждается свидетельством об уровне квалификации от ДД.ММ.ГГГГ, сообщением директора ГОУ СПО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ Согласно справке детского дома-школы <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ Козлов Ю.В. является воспитанником ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детского дома-школы «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и находится на полном государственном обеспечении. Согласно постановления мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении жилищных вопросов» Козлов Ю.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи один человек. Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Козлов Ю.В. жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, в Самарской области не имеет. Из справки МУП "Инвентаризатор" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Козлов Ю.В. жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, в Самарской области не имеет. Представитель ответчика не оспаривает право Козлова Ю.В. на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, поскольку доказано, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находился на полном государственном обеспечении, постановлением мэра г.о. Тольятти принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако считает, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории. Суд не может согласиться с доводами представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что предоставление Козлову Ю.В. жилого помещение вне очереди нарушит права других внеочередников, вставших на учет раньше него, так как они не имеют под собой правового обоснования. Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч.2ст.57ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов. Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч.2ст.57ЖК РФ право Козлова Ю.В. на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди, закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет в качестве нуждающихся. Право истца на получение жилого помещения вне очереди не может быть поставлено в зависимость от реализации прав других лиц. Кроме того, лица, имеющие право на внеочередное получение жилья также вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своего нарушенного права. Обеспечение жилой площади производится органом исполнительной власти по месту жительства ребенка (абз.2 а.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей»). В соответствии со ст. 37 п.8 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти. При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению Козлова Ю.В. жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд, р е ш и л: Иск Прокурора Центрального района г. Тольятти удовлетворить. Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Козлову Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи один человек. Решение может быть обжаловано сторонами и опротестовано прокурором в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 августа 2011 г. Председательствующий: