о предоставлении вне очереди жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2011 г. Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Поповой Е.В.

с участием помощника прокурора Шипулиной И.И.

при секретаре Ширяевой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального <адрес>, действующему в интересах Улияновой М.В. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Прокурор Центрального района г.о. Тольятти, действующий в интересах Улияновой М.В. обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения.

В судебном заседании представитель истца иск поддержал, пояснив, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Центрального района г. Тольятти установлено, что Улиянова М.В. осталась без попечения родителей. Мать - У.Т. решением Новомалыклинского районного суда <адрес> была лишена родительских прав, ДД.ММ.ГГГГ она умерла в <адрес>. Отец У.В. решением Димитровградского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был признан безвестно отсутствующим. Улиянова М.В. в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ НПО Профучилище <адрес> по специальности «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ администрация р.п. <адрес> выдала сестре Ульяновой М.В. – У.З. ордер на право занятия жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес> Согласно ордера, Улианова М.В. также имела право на указанное жилье и проживала в нем. Впоследствии заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение было признано непригодным для проживания. Решением Управления образования администрации муниципального образования «<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Улиановой М.В. было отказано в постановке на учет для получения жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья. ДД.ММ.ГГГГ Мелекесский районный суд <адрес> признал указанное решение незаконным и возложил на Управление образования администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» обязанность поставить на учет Улианову М.В. для выдачи жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья. Постановлением администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Улианова М.В. внесена в журнал регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. С ДД.ММ.ГГГГ Улианова М.В. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, в связи с чем ею было подано начальнику Управления образования администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» заявление о снятии ее с учета для выдачи жилищного сертификата в целях постановки на учет по месту постоянного жительства в <адрес>. Поскольку жилья за Улиановой М.В. закреплено не было распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ она принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однако жилье до настоящего времени не предоставлено. Просил иск удовлетворить.

Истец Улианова М.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что осталась без попечения родителей и находится в сложной жизненной ситуации, закрепленного жилья не имеет. Просит иск удовлетворить.

Ответчик - представитель Мэрии городского округа Тольятти Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, считает, что в силу п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Кроме того, ст. 2 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» устанавливает, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов. В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11.07.2006 № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований из областного бюджета на предоставление социальных выплат, на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях. Также, статьей 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что указанным категориям граждан предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области. Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно пункту 2.1. названного Постановления учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма (социальных выплат) осуществляется уполномоченным органом по месту их жительства. В соответствии с разделом 3, 5 Постановления органы местного самоуправления ежегодно до 1 февраля формируют списки о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не позднее 15 февраля представляют их в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат на приобретение или строительство жилого помещения. Исходя из изложенного, мэрия городского округа Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет этих субвенций. В связи с этим, считает, что надлежащим ответчиком по делу является министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Кроме того, предоставление Улиановой М.В. жилого помещения вне очереди нарушает права других таких же детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обратились за внеочередным предоставлением жилого помещения раньше Улиановой М.В. Просит в иске отказать.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.

Из пояснений представителя истца следует, что мать Улиановой М.В. – У.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании решения Новомалыклинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, ДД.ММ.ГГГГ умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ Отец У.В. решением Димитровградского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признан безвестно отсутствующим.

В ДД.ММ.ГГГГ. Улианова М.В. закончила <данные изъяты> школу-интернат 4 вида, что подтверждается свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Улианова М.В. находилась на обучении в ГОУ НПО Профессиональное училище <адрес> по специальности «<данные изъяты>», что подтверждается свидетельством об окончании обучения от ДД.ММ.ГГГГ

Улиановой М.В. и У.З. было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справке Управления образования администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» от ДД.ММ.ГГГГ Улианова М.В. проживала в <адрес> на основании получения квартиры с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, затем выбыла в <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются также копией паспорта Улиановой М.В.

Из справки отдела по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних Управления образования администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Улианова М.В. принадлежит к числу детей-сирот, а так же лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения вследствие того, что выделенное ей жилое помещение в <адрес> заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ было признано непригодным для проживания.

Из сообщения отдела по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних Управления образования администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Улианова М.В. снята с регистрационного учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа на основании собственного заявления, поскольку зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, работает в <адрес>, имеет намерение приобрести жилье в <адрес>.

Согласно выписке из распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении жилищных вопросов» Улианова М.В. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи один человек.

Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. от ДД.ММ.ГГГГ, справки ОГУП БТИ Димитровградского филиала от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Улианова М.В. жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, в <адрес> не имеет

Из сообщения Управления Росреестра по <адрес> ФРС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, справки МУП "Инвентаризатор" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Улианова М.В. жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, в <адрес> не имеет.

Представитель ответчика не оспаривает право Улиановой М.В. на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории.

Доводы представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что Улиановой М.В. уже выделялось жилое помещение не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в материалах дела имеются документальные сведения о признании выделенного жилого помещения непригодным для проживания. Кроме того, данные обстоятельства являлись предметом рассмотрения Мелекесского районного суда <адрес>, который ДД.ММ.ГГГГ вынес решение об обязании Управления образования администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» поставить на учет Улианову М.В. для получения жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья. Улианова М.В. находилась на государственном обеспечении. Также, Мэрией г.о. Тольятти не оспаривается факт постановки Улианову М.В на учет для получения жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья.

Суд также не может согласиться с доводами представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что предоставление Улиановой М.В. жилого помещение вне очереди нарушит права других внеочередников, вставших на учет раньше нее, так как они не имеют под собой правового обоснования. Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч.2ст.57ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов. Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч.2ст.57ЖК РФ право Улиановой М.В. на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди, закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет в качестве нуждающихся. Право истца на получение жилого помещения вне очереди не может быть поставлено в зависимость от реализации прав других лиц. Кроме того, лица, имеющие право на внеочередное получение жилья также вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.

Обеспечение жилой площади производится органом исполнительной власти по месту жительства ребенка (абз.2 а.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей»).

В соответствии со ст. 37 п.8 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти.

При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению Улиановой М.В. жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Иск Прокурора Центрального района г. Тольятти удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Улиановой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, расположенное в городском округе Тольятти жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи из одного человека.

Решение может быть обжаловано сторонами и опротестовано прокурором в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 июля 2011 г.

Председательствующий: подпись

Копия верна.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200