о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 августа 2011г. Центральный Районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Поповой Е.В.

при секретаре Ширяевой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева Н.Н. к мэрии г.о.Тольятти о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

у с т а н о в и л :

Истец Сергеев Н.Н. обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

В судебном заседании представитель истца по доверенности К. иск поддержал и пояснил, что Сергеев Н.Н. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее проживал в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ. работает и проживает в г. Тольятти. Сергеев Н.Н. не имеет ни собственного, ни закрепленного жилья. В ДД.ММ.ГГГГ. он, как лицо оставшееся без попечения родителей обратился в отдел жилья Автозаводского района г. Тольятти с заявлением о постановке на учет на получение жилья во внеочередном порядке, однако распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ в принятии на учет ему было отказано в связи с превышением 23-хлетнего возраста. С данным отказом истец не согласен, поскольку согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, защиту семьи находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Право на обеспечение жильем появляется у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с момента приобретения ими данного статуса. Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в соответствующих учреждениях, приемной семье, окончания службы в Вооруженных силах РФ или возвращения из мест отбывания наказания снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны быть незамедлительно обеспечены жильем, в противном случае нарушается их право на жилье, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. Кроме того, первоначально Сергеев Н.Н. обратился в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в ДД.ММ.ГГГГ., т.е. в возрасте 23 лет, доказательством являются все собранные документы, необходимые для постановки на учет. Просит обязать мэрию г.о. Тольятти поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма, а также обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить Сергееву Н.Н. вне очереди жилую площадь на состав семьи один человек в соответствии с нормой по действующему законодательству.

Представитель ответчика Мэрии г.о. Тольятти – П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, поскольку на момент обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в ДД.ММ.ГГГГ. истцу уже исполнилось 24 года, тогда как в Законе РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указан возраст детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - от 18 до 23 лет. Представитель ответчика в удовлетворении иска просила отказать.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям:

Согласно ст.6 ФЗ РФ от 29 декабря 2004г. "О введении в действие ЖК РФ" с 1 марта 2005г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии с п.3 ст. 49 ЖК жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниями нуждающимися в жилых помещениях.

В п.1 ст. 51 ЖК РФ указано, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма признаются лица не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Согласно п.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статья 1 ФЗ № 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет понятие и возраст детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей - лица возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено, что Сергеев Николай Николаевич родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Из пояснений представителя истца следует, что отец Сергеева Н.Н. – С. был лишен родительских прав решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, мать- С.Т. была лишена родительских прав решением <адрес> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Отец умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ

Из справки, выданной ГОУ детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты>» <адрес> следует, что Сергеев Н.Н. воспитывался на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, откуда выбыл в <данные изъяты> специализированную школу-интернат.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сергеев Н.Н. обучался и воспитывался в ОГОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей <данные изъяты> специальной (коррекционной) школе-интернате и находился на полном государственном попечении, откуда выбыл в ПУ <адрес> для продолжения обучения, что подтверждается справкой ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <данные изъяты> специальной (коррекционной) школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из справки, выданной ГОУ НПО ПУ <адрес> следует, что Сергеев Н.Н. обучался в ПУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии «маляр» и находился на полном государственном обеспечении, т.к. являлся сиротой.

С ДД.ММ.ГГГГ Сергеев Н.Н. был зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, секция <адрес>, <адрес>, что подтверждается выпиской из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ

В деле имеется акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключение о признании жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ

Из справки и.о.Главы администрации Муниципального образования «<адрес>» <адрес> следует, что Сергееву Н.Н. на территории «<адрес>» жилье не предоставлялось и на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма он не зарегистрирован.

Согласно выписке из Распоряжения заместителя мэра от ДД.ММ.ГГГГ Сергееву Н.Н. отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с превышением заявителем возраста 23 лет.

Из справки МУП "Инвентаризатор" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сергеев Н.Н. жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, не имеет.

Согласно выписке из Росреестра УФСГР по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Сергеев Н.Н. не числится собственником объектов недвижимости, расположенных на территории Самарской области.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье (ст.40). Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения отнесено к компетенции законодателя, который в абзаце втором п.1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Также абзац четвертый указанного закона определяет понятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их возраст, а именно от 18 до 23 лет. Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших18-летнего возраста (п.1 ст.54 Семейного Кодекса РФ), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного ФЗ на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан. Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имеющегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного ФЗ не распространяется.

Поскольку истец обратился с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в управление по жилищной политике Автозаводского района г.Тольятти в ДД.ММ.ГГГГ., т.е. после того, как ему исполнилось 24 года, то под

определение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он не подходит в связи с достижением 23-летнего возраста и соответственно не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет для получения социального жилья как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доводы представителя Сергеева Н.Н. о том, что истец первоначально обращался для постановки на учет в качестве нуждающихся в ДД.ММ.ГГГГ., т.е. в возрасте 23 лет, суд находит несостоятельными, поскольку в ходе судебного заседания данный факт не нашел своего подтверждения, а сбор истцом необходимых документов для постановки на учет сам по себе не доказывает его обращение в жилищный отдел. Также суд считает несостоятельным довод представителя истца о том, что Конституционные права Сергеева Н.Н. нарушены, поскольку законом и так продлен срок пользования специальными мерами социальной защиты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей с 18-до 23 лет. Данные положения направлены на защиту их прав и интересов и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

При указанных обстоятельствах суд считает иск не подлежащим удовлетворению

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Сергеева Н.Н. к Мэрии г.о. Тольятти об обязании мэрии г.о. Тольятти принять Сергеева Н.Н. на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставить ему вне очереди жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленной норме - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: