о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 октября 2011 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Бетиной Г.А.,

при секретаре Крюковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4431/11 по иску Гавриловой Е.И. к Мэрии г.о.Тольятти о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

установил:

Истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на необоснованность отказа в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала и пояснила, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти -р/4 от 07.02.2011г. Гавриловой Е.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает указанное распоряжение незаконным, поскольку истец является ветераном Великой Отечественной войны, следовательно, на нее распространяется Указ Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Просит обязать ответчика поставить истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель Мэрии городского округа Тольятти ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что истец Гаврилова Е.И. с 03.09.1997 года по настоящее время проживает со своим сыном, снохой и внуком в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 65,5 кв.м. Истица зарегистрирована по месту жительства в указанной квартире. Таким образом, на каждого из членов семьи приходится по 16,3 кв.м., то есть на Гаврилову Е.И. приходится более 14 кв.м. общей площади жилого помещения. Истица отказалась от участия в приватизации квартиры, однако сохраняет право пользования указанным жилым помещением, в связи с чем не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что иск является не обоснованным и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, Указ не предполагает произвольное обеспечение жильем всех без исключения ветеранов Великой Отечественной войны, как на то ошибочно указывает представитель истца, а устанавливает обязательным условием предоставления жилья или выплаты субсидий нуждаемость этих категорий лиц в улучшении жилищных условий.

В силу ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилых помещений, а также являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п.1, п.п.2 п. 3 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки и определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Закона РФ «О ветеранах» гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п.6, п.11 ст. 23.2 Закона РФ «О ветеранах»).

Согласно ст.20 Закона РФ «О ветеранах», меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п.4 п.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Проанализировав приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что обеспечение жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны производится при условии нуждаемости в улучшении жилищных условий по законам субъектов РФ.

В Самарской области обеспечение жилыми помещениями инвалидов и участников Великой Отечественной войны осуществляется на основании Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».

Согласно указанному закону граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий при обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии со ст. 4 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» в Самарской области учетная норма площади жилого помещения для ветеранов Великой Отечественной войны не может быть ниже 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В судебном заседании представитель истца пояснила, что Гаврилова Е.И. была вселена в квартиру своего сына ФИО5, однако считает, что истица не приобрела право на жилое помещение, сохранив лишь формальную регистрацию в квартире, принадлежащей ФИО5, ФИО6, ФИО5 на праве собственности.

Также в обоснование иска указывает, на то, что Гаврилова Е.И. не является членом семьи своего сына, общего хозяйства с семьей сына она не ведет.

Однако указанные доводы не являются основанием для удовлетворения иска по следующим основаниям.

Так, 15.07.2005 года ФИО5, ФИО6, ФИО5 была безвозмездно передана в собственность квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 65,5 кв.м. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.11.2005г., при этом вид права указан: общая долевая собственность, по 1/3 доле.

Из материалов приватизационного дела усматривается, что истица, зарегистрированная по месту жительства в указанной квартире с 03.09.1997 года в качестве члена семьи нанимателя и в силу этого имеющая право на участие в приватизации, отказалась от такого участия, что не оспаривалось представителем истца в судебном заседании.

Исходя из смысла ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», истец сохраняет право пользования указанным жилым помещением, поскольку в момент приватизации данного жилого помещения имел равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим.

Согласно выписке из поквартирной карточки от 14.09.2011 года, в настоящее время в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрировано 4 человека, в том числе, истец.

Таким образом, на каждого проживающего приходится по 16,3 кв.м., то есть на Гаврилову Е.И. приходится более 14 кв.м. общей площади жилого помещения, поэтому истицу невозможно признать нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Достоверных доказательств того, что Гаврилова Е.И. <данные изъяты> года рождения не является членом семьи своего сына и не ведет с ФИО5 общего хозяйства суду не представлено.

Суд находит не состоятельной ссылку истца на невозможность проживания в одном жилом помещении с внуком, как на основание для признания Гавриловой Е.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку истица в 1997 году, будучи вселенной в квартиру своего сына в качестве члена семьи нанимателя, получила право проживать в указанной квартире и была обеспечена жилым помещением. То обстоятельство, что в жилом помещении проживает внук 1990 года рождения и мешает спокойному отдыху престарелой истицы, само по себе не может быть признано безусловным основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку не имеет правового значения по делу.

При таких обстоятельствах, суд считает, что распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти -р/4 от 07.02.2011г «О рассмотрении жилищных вопросов» правомерно отказано в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поэтому в удовлетворении исковых требований Гавриловой Е.И. следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Гавриловой Е.И. о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный райсуд г.о.Тольятти в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19.10.2011г.

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200