О внеочередном обеспечении жилым помещением по договору социального найма.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 октября 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Волковой М.В.,

при секретаре Хасановой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора Автозаводского района г. Тольятти в интересах <данные изъяты>. к Мэрии городского округа Тольятти о внеочередном обеспечении жилым помещением по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Прокурор Автозаводского района г. Тольятти в интересах <данные изъяты>. обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о внеочередном обеспечении жилым помещением по договору социального найма.

В судебном заседании пом. прокурора Разумова Е.В. исковые требования уточнила, просила обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить <данные изъяты> жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади. Суду пояснила, что <данные изъяты> относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители: мать - ФИО7 и отец - ФИО8 решением Сызранского районного суда Самарской области от 10.05.2001 года лишены родительских прав в отношении своей дочери ФИО2 С 15.11.2001 года по 01.09.2005 года проживала в приемной семье ФИО9 по адресу: <адрес>. Договор о приемной семье был расторгнут в связи с поступлением ФИО2 в среднее учебное заведение на полное государственное обеспечение. С 01.09.2005 года по 30.06.2008 года ФИО2 проходила обучение в ПУ г. Сызрани. В настоящее время состоит в зарегистрированном браке с ФИО1, с которым имеют на иждивении малолетнего ребенка, дочь <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживают по адресу: <адрес> <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>. ФИО4 находится сейчас в отпуске по беременности и родам, работала в ОАО «<данные изъяты>», нигде не обучается.

Закрепленного жилья ФИО4 не имеет. Распоряжением заместителя мэра г.Тольятти - от 09.08.2011 года ФИО4 принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма. В силу закона ей как имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди, однако до настоящего времени ФИО4 жильем не обеспечена. Просит иск удовлетворить.

ФИО4 в судебном заседании исковое заявление поддержала, суду пояснила, что в силу ст. 57 ЖК РФ она, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на внеочередное выделение жилого помещения. Просит обязать Мэрию г.о. Тольятти предоставить ей жилое помещение в г. Тольятти на состав семьи один человек, площадью не ниже установленных социальных норм.

Представитель ответчика Мэрии городского округа Тольятти Галкина Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что ФИО4 на основании распоряжения заместителя мэра г. Тольятти от 09.08.2011 года - принята на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма и числиться в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, имеющих право на внеочередное получение жилья. Жилое помещение ей будет предоставлено в порядке очередности, поскольку в противном случае, будут нарушены права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в данной очереди первыми. В силу норм закона мэрия г.о. Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Указанные функции Мэрией г.о. Тольятти выполняются в полном объеме. В связи с этим полагает, что надлежащим ответчиком по делу является министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан, только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций. Кроме того, считает, что прокурором Автозаводского района г. Тольятти не представлены документы, подтверждающие отсутствие у ФИО4 в собственности жилого помещения. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Правительство Самарской области в лице Министерства экономического развития инвестиций и торговли <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил. Представил письменные возражения на иск, согласно которым исковые требования ФИО4 не признает в полном объеме, поскольку средств не достаточно, для того чтобы органы местного самоуправления имели возможность полностью и единовременно обеспечить данную категорию граждан жилыми помещениями, поэтому обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в порядке установленном Правительством Самарской области будет производится мэрией г.о. Тольятти по мере поступления средств. Просил в удовлетворении исковых требований отказать, дело рассмотреть в его отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ – к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что ФИО4 (<данные изъяты>) относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители: мать -ФИО7 и отец - ФИО8, лишены родительских прав в отношении ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении ФИО4 (<данные изъяты>), решением Сызранского районного суда Самарской области от 10.05.2001 года, и по существу не оспаривается сторонами.

Указанные объяснения подтверждаются:

O      Свидетельством о рождении ФИО4 (<данные изъяты>) ДД.ММ.ГГГГ года рождения;

O      Свидетельствами о смерти ФИО7 и ФИО8;

O      Свидетельством о заключении брака между ФИО1 и ФИО2, после заключения брака жене присвоена фамилия «<данные изъяты>»;

O      Заявлением ФИО4 о принятии на учет для предоставления жилого помещения от 26.07.2011 года;

O      Паспортными данными ФИО4;

O      Выпиской из распоряжения заместителя мэра г. Тольятти от 09.08.2011 , из которой следует, что ФИО4 принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на основании пункта 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (сирота) составом семьи 1 человек;

O      Справкой МП «Инвентаризатор» г. Тольятти, из которой следует, что ФИО4 право приватизации в г. Тольятти не использовала;

O      Сообщением Управления ФРС по Самарской области, из которого следует, что ФИО4 в числе собственников в г. Тольятти не значится.

Представителем мэрии в судебном заседании не оспаривается тот факт, что ФИО4 состоит в очереди на внеочередное получение жилой площади как нуждающийся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, как сирота.

То есть ФИО4 признана нуждающейся в жилом помещении и за ней признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, данное право истца представителем ответчика не оспаривается.

Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что ФИО4 в установленном законом порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке, является ребенком-сиротой, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на вне очередное получение жилья.

Представителем Мэрии г.о. Тольятти также не оспаривается тот факт, что обязанность по предоставлению ФИО4 лежит на Мэрии г.о. Тольятти в силу п. 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», однако предоставление жилья осуществляется в пределах и за счет средств областного бюджета, выделяемых в виде субвенции, которых недостаточно.

Указанные доводы представителя ответчика суд считает несостоятельными, поскольку в силу ст. 57 ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность предоставлять жилье данной категории граждан вне очереди возложена на органы местного самоуправления, то есть Мэрию г.о. Тольятти, при этом в законе не указано, что жилье должно быть предоставлено только при наличии средств. Обеспечение ФИО4 жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств, поскольку ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является нормой прямого действия на все территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади указанной категории граждан.

При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению ФИО4 жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.

Доводы представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что жилые помещения лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в порядке очередности по спискам исходя из даты обращения о постановке на учет, суд считает несостоятельными, поскольку законом предусмотрено предоставление жилого помещения лицам, относящимся в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке.

Распоряжением заместителя мэра г. Тольятти от 09.08.2011 года - ФИО4 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении составом семьи 1 человек, в связи с чем ФИО4 должно быть предоставлено жилое помещение на состав семьи один человек.

ФИО4 в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истца жильем.

На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти обеспечить ФИО4 жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

Руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Прокурора Автозаводского района г. Тольятти в интересах ФИО4 удовлетворить.

Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить ФИО4 жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г.Тольятти.

Решение в окончательной форме изготовлено 18 октября 2011 года.

Председательствующий М.В. Волкова

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ

Именем Российской Федерации

13 октября 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Волковой М.В.,

при секретаре Хасановой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора Автозаводского района г. Тольятти в интересах ФИО4 к Мэрии городского округа Тольятти о внеочередном обеспечении жилым помещением по договору социального найма,

РЕШИЛ:

Иск Прокурора Автозаводского района г. Тольятти в интересах ФИО4 удовлетворить.

Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить ФИО4 жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г.Тольятти.

Председательствующий М.В. Волкова