Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 октября 2011 года Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Марковой Н.В., при секретаре Тормозовой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №г. по иску Р. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л: Р., обратившись в суд с названным иском, просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Р. вне жилое помещение в Автозаводском районе г.о. Тольятти на состав семьи два человека (Р., Р.) по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. В судебном заседании представитель Р. – К., действующая на основании доверенности, иск поддержала и пояснила, что Р. является матерью несовершеннолетнего Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющегося ребенком-инвалидом. С составом семьи два человека истица состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 09.08.2011 года. Заболевание Р. входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378. В настоящее время истица с сыном зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. Р. нуждается в особом уходе, однако до настоящего времени истице и ее несовершеннолетнему сыну не предоставлено отдельное жилое помещение. Представитель Мэрии городского округа Тольятти П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не признала иск Р. о предоставлении жилого помещения и пояснила, что законом предусмотрено наличие очереди среди каждой категории граждан, в том числе среди граждан, включенных в очередь на внеочередное улучшение жилья в связи с заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378. В связи с наличием у несовершеннолетнего Р. заболевания, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства от 16.06.2006г. № 378, Р. с составом семьи два человека с 09.08.2011 года включена в очередь на внеочередное улучшение жилья. Таким образом, требования истицы о признании ее имеющей право на внеочередное получение жилья не обосновано. Кроме того, считает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как Мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций. Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ….. ведение в установленном законом порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; ….. иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституции РФ, ЖК РФ, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ. Согласно п. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъектов РФ категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне. Согласно п. 4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимание обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Судом установлено, что Р. является ребенком-инвалидом, имеет диагноз – хроническое психическое заболевание, нуждается в постоянном уходе. Инвалидность Р. установлена на срок до 20.03.2016 года, что подтверждается справкой Сер. МСЭ-2001 №. Из справки ВК ГУЗ СО «Тольяттинский психоневрологический диспансер» г. Тольятти № 92 от 07.07.2011 года и справки о решении врачебной комиссии видно, что Р., ребенок-инвалид, имеет заболевание, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Данное заболевание попадает под действие постановления Правительства РФ № от 21.12.2004г., предоставляющего право на дополнительную жилую площадь. Согласно выписке из распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 23.08.2011 года № 9066-р/4 и справке Управления по жилищным вопросам Мэрии г.о.Тольятти от 22.09.2011 года № 2077 Р., 1979 года рождения, принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи 2 человека (сын – Р., ДД.ММ.ГГГГ), зарегистрированы в одной комнате двухкомнатной квартиры, общей площадью 17,3 кв.м., в муниципальном жилищном комплексе №, по адресу: <адрес>, с 09.08.2011 года. Из выписки из поквартирной карточки от 18.07.2011 года видно, что Р. и Р. зарегистрированы в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 33,1 кв.м., жилой – 21,3 кв.м. В жилом помещении зарегистрировано 4 человека. Указанное жилое помещение предоставлено истицы на основании ордера № от 11.08.2004 года, согласно которому Р. предоставлена семейная комната в общежитии на период работы в ОАО «АВТОВАЗ», жилой площадью 12,0 кв.м. Согласно постановлению мэра г. Тольятти № 141-1/П от 05.10.2005г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма …» на территории городского округа Тольятти установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для семей из трех и более человек – по 15,0 кв.м. общей площади на каждого члена семьи. При таких обстоятельствах суд считает, что жилищные условия истицы и ее несовершеннолетнего сына не соответствуют установленным законодательствам нормам, и Р. нуждается в их улучшении. Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал право Р. на улучшение жилищных условий. Согласно справке МП «Инвентаризатор» от 19.072.2011 года Р. и Р. в реестре собственников не значатся и право приватизации в г.Тольятти не использовали. Согласно сообщениям Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области от 20.07.2011 года в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о регистрации права Р. и Р. на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории г.о. Тольятти Самарской области. При таких обстоятельствах суд считает, что жилищные условия истицы не соответствуют установленным законодательствам нормам, и Р. нуждается в жилой площади. Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал указанное обстоятельство. Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что истица Р. в установленном законом порядке признана нуждающийся в улучшении жилищных условий в связи с имеющимся у нее заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006г., соответственно в силу ст.17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на получение жилья. Не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, поскольку обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, т.е. Мэрию городского округа Тольятти. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Таким образом, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь, поэтому не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что предоставление жилья истцам нарушит права других лиц, состоящих в очереди с более раннего времени. На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти обеспечить истицу жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи из двух человек по установленной законодательством норме предоставления жилья, действующей на момент предоставления жилья. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить вне очереди Р. жилое помещение на состав семьи два человека (Р., Р.) по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 25.10.2011г. Председательствующий: